Любава
Чем больше узнаю людей
тем больше я люблю деревья.
Первое дерево.
К нему надо идти от
Спортивной, в сторону, противоположную хоспису и 61 больнице. 61 - это
неврология и год тишины внутри группы после религиозно-философского конфликта.
Возможно, мне так бы и не пришло в голову сменить группу - вынужденное молчание
было самой маленькой бедой у меня тогда. Но Арзамасцевой пришло в голову сходить
в деканат и мы оказались с нею вместе в случайном раю -
вместо тупиц и лентяев стали учиться с интересующимися практикой
пиплами.
Так вот, надо идти мимо дома, в котором до грузинского кризиса
был ресотран "Не горюй". Я переходила на другую сторону дороги, к ментовке, и
замирала каждый раз около картины на его стене.
Дальше ОВИР, в котором я
получила так и не пригодившийся паспорт, театр Елены Камбуровой, где я когда-то
ранним утром в одиночку развешивала картины победителей антимехового конкурса на
длинных полотнищах материи. Это была такая выставка из серии грубого "Сделай
сам". Кстати, уж сколько раз твердили миру - надо жить для себя. Но ведь не
получается же. А, выходит, надо к этому стремиться. Я, пожалуй, еще разок
попробую - за всех, но предчувствую, что се есть истина и, скорее, Ниненко
реформирует российскую госсистему чем и остальные люди будут интересоваться
кем-то, кроме себя.
Еще шаг - и вы перейдете через Пироговку. Вот они,
железные челюсти, которые съели шесть лет жизни. Клиники Девичьего поля. Если
играть по правилам и прикидываться циником - всё будет легко и просто. Хохотать,
с яблоком в руке наклонившись над раскрытой грудной клеткой невостребованного
трупа из Бутырки, указывая пинцетом на симпатическую нервную систему.
Веселиться, когда пара чуваков тащит труп по лестнице на второй этаж и он бьётся
головой о ступеньки. Забивать на герлу с пороком сердца, умирающую без гепарина
и держащуюся за твой рукав: "Принеси". Говорить утреннему коллеге "Ну как там
твоя обезъяна?", раскрывая историю болезни и откидываясь на кресле, размышляя,
кто из пациентов сколько сегодня принесет денег. Поплотнее закрывать дверь от
палаты кричащих от боли старух в геронтологии. Если играть по таким правилам,
можно реально стать врачом. Есть в этой профессии секрет - "не принимать близко к
сердцу". Поэтому я не хожу по Пироговке. Не проверяю отсутствие у Пирогова
золотого зонда и не размышляю, что единственной причиной настойчивости Сеченова
в науках было его обыкновенное уродство. Я сворачиваю влево, к древней
стене.
Можно пройти к пруду - он называется Вавилон - и кормить там
лебедей, обычных уток и уток-мандаринок. Но когда сердце болит очень сильно,
лучше поторопиться и зайти в ворота, пробежать, кивнув приятелю Денису Давыдову,
в самую середину монастыря к многогранной зеленой лавке. Если это удасться -
место силы наполнит покоем глубины огромного дерева, окруженного лавкой. Дереву
500 лет. Уже само это гарантирует некую квинтэссенцию постоянства. Да, пожалуй,
это дерево - самое надёжное в моей жизни. Это не тот невидимый нежный друг,
который ищется для того, чтобы он укрыл одеялом и принес чашку чая. Это друг,
который вечно рядом и для которого не существует мелких человеческих проблем.
Набирающий воду из земли для своих зеленых листьев. Для которого ты что-то типа
крупной белки или птицы - любопытный объект для наблюдений.
Здравствуй.
Со всеми мало-мальски дорогими для меня людьми я приходила
сюда. Мне было интересно, как отреагирует на них дерево. Как слетятся птицы,
которых мы будем кормить. Будет ли человеку рядом с такой основательной жизнью
тягостно или он почувствует эту свободу существования вне тел. Элементы
дорелигиозной фазы существования сознания в пострелигиозной:)
Однажды я
привела сюда поляка Лоду. Он был удивительно вежливый и образованный человек.
Его одежда была разорвана от тяжелейшего рюкзака с огромным радужным барабаном,
он купался в фонтанах ВДНХ и доставал из мусорных баков бутылки до тех пор, пока
я не сообщила ему статистику заболеваемости туберкулезом в России. Так вот,
прекрасный Лода в одну из наших прогулок, выслушав мои исторические справки и
врубившись в музыку стихов партизан, улыбнулся, сидя на лавке около дерева и
сказал: "Знаешь, а вообще-то у нас национальным героем считается Наполеон". Было
не то, чтобы неловко. Забавное такое культуральное недоразумение.
Тогда
мы с Лодой из Легионовы прикормили много голубей. Одного из них словила кошка. Я
сразу выключилась из реальности и стала размышлять: "О, как это взаимосвязано -
жизнь и смерть, они вместе даже в раю Босха..." А Лода встал, догнал кошку и
отпустил голубя.
Это дерево помнит хрупкую шоколадную Нильмени и её
безупречную честность все наши два года рядом. А я помню ее глаза в аэропорту,
последний затравленный взгляд. И то, как я получала потом справки о несудимости,
чтобы Нил с мужем могли уехать со Шри-Ланки в Канаду - подальше от гражданской
войны, пожирающей родственников, подальше от кастовых конфликтов. Сейчас она
родила Селину.
Сколько их, бродивших со мной по этим дорожкам людей -
сто? Потом оказалось, что кто-то из них дрянь. Важно ли это? Дереву этого не
объяснить. У дерева другие ценности - свобода, земля, вода, воздух. У дерева
другой ритм жизни - вдох - выдох, вниз - вверх, ксилема и флоэма -
неперерезаемые сосуды, гарантирующие ток и являющиеся причиной существования
электромагнитного поля. У дерева другая любовь - Солнце. Другая? По крайней мере
- счастливая и основанная на правде.
Последний раз, когда убили брата,
мы пришли сюда с Лешей и сидели совсем чуточку, потому что было холодно. Наши
птицы клевали просо. Леша пошел в храм - а я осталась, я никогда не хожу - чего
верующим мешать. Мимо прошла монашка и я подумала: "Малыш, знала бы ты, кто я и
с кем я - позволил бы тебе твой клобук останавливаться и улыбаться мне? Однако
мы с тобой совершенно похожи - от цвета одежды до бесконечной аскезы поиска".
Монашка обернулсь и сказала: "Смотрите, голуби словно молятся за
вас".
Голуби словно молятся за нас. Дерево, ты ждешь меня? Может быть,
когда я прикасаюсь к твоей коре, ты даже не замечаешь этого. Снова спишь? Вдох.
Выдох. Спасибо.