Григорий Певцов
И если твой талант крупица,соделай с нею чудеса
В этом году на семинаре молодых поэтов царила какаято особаяатмосфера предельной откровенности суждений и неравнодушия другк другу. При всем разнообразиитворческих почерков и стилей лучших авторов объединяли, помиможивого, метафоричного языка ипоисков новой, более выразительной пластики стиха, проникновенная лирическая нота, подчас граничащая с исповедью, обнаженность души и, что особенно отрадно, зрелость и ответственность в отношении к себе и своей эпохе. Поиск вечных ориентиров нафоне быстротечности времени – едва ли не главная черта представленной поэзии молодых авторов: «время, как мертвый лес // без листьев и веток — прямые как стрелыстволы // мчится сквозь // неподвижных нас» (Андрей Егоров); «Есть дом и сад, железная дорога, // вид из окна, и больше ничего. //Все остальное хлопотно и быстро // проходит мимо» (Сергей Власов); «Начертить ногой на песке нетленное имя // из века, где никто не привязан к метрам и суткам» (ОльгаМаркелова); «Политый гравий отражает сыро // слепое солнце. Глубоко внутри // блуждает сила. Пропадает сила» (Геннадий Чернецкий); «Звёздный звон бубенцов инебесных плантаций ромашки // неисчезнут для нас в городской суетливой глуши» (Лета Югай); «И прозренье ввергает в трепет, // Оглоушив среди тщеты, // Что в диффузной лавине летней // Микроатомомбыл и ты», «... О гуденье волынки пастушьей, // Помесь зова, слезы и любви...» (Борис Кутенков). Критическое отношение к своему времени, неприятие лживой, лицемерной морали, осмысление смены эпох – отчетливо звучащая нотау многих участников семинара: «Мыльная тряпка – чужая мораль // грязной водой окропляет намуши», «соскабливая с себя равнодушие и глобалистику, // словно грязную рыбью шкуру, словно чешую, // Снова жду восхода» (Ольга Маркелова); «Эпоха, ты была нехороша.// Стара, слепа, стекала грязной каплей // С окислившейся медной дужки, лоб // Приукрашая патиной спектакля» (Любава Малышева).Тревогой и болью за будущее родной земли проникнуты строки Наталии Елизаровой: «Но знает внук, что вымер виноградник, // Что слепнет дед, и взгляд его туманен. // Что юноша уедет в гордый город,// И трещина невидима в сосуде». С новой силой звучит в ее стихахвечная для России тема «вишневого сада»: «Срубят яблони, снимуткачели. // И забор обвалился давно, // И соседям уже все равно, //Кто сажал эти груши и ели». Во многих стихах ощущаетсяапокалипсическая тональность, предчувствие развязки мировых судеб, но с непреодолимым тяготением к свету, к небу: «Но времени жерло сурово, // и вселенская сыростьна горле колючим ошейником. //...теперь только небо!» (Ольга Маркелова). Обнаженно и искренне, даже, я бы сказал, мудро звучит в стихах молодых авторов тема любви: «Бывает, мне мерещится – любой // Готов покинуть дом и пробираться //Тропинкой заболоченной, богатством // Считая только вечную любовь» (Любава Малышева); «В небе губ, в – непрочно непорочной их //Дерзости, в – открытости плеча //Чахлы сорняки обид беспочвенных,// Беспредметны ревность и печаль»(Борис Кутенков); «И надо былождать, всего лишь ждать // И верность сохранить всего лишь слову,// Тобой же изречённому» (Геннадий Чернецкий); «Румянцем не простительным пылая, // я глубоко дышу, еще не зная, // как ты мне дорог, светлый человек», «С верхнего этажа // Крики доносятся:«Горько! Эй, // Суженый пьет додна!» // Среди бессонниц и площадей // Я у тебя одна» (Наталия Елизарова). Характерная черта поэзии участников семинара – преемственность лучших традиций литературы предшествующих эпох, явный и неявный диалог с великими мастерами прошлого. Так, в стихотворении Сергея Власова вдруг ожили мотивы полотна Питера Брейгеля – охотники на снегу, которые сопряжены у автора с планом вечности, а в стихотворении Андрея Егорова «Понад рекой три травы растут: // трава Сыть,трава Нет и трава Злоба...» явственно чувствуется дыхание традиций русского фольклора. Неповторимый скандинавский колорит передан в «Фарерском пейзаже» ОльгиМаркеловой: «На островах мокнут яркие травы. // На островах живут люди и нечисть, – // та, что взывает к безмолвному богу». Здесь ощущается перекличка с блоковскими мотивами из его второй книги «Нечаянная радость». Интересен и выразителен перевод с норвежского Любавы Малышевой стихотворенияИнгер Хагеруп «Пресса, помни освоей силе», посвященной особойроли прессы во время немецкофашистской оккупации. В этом стихотворении олицетворенная пресса выступает как героический персонаж, собирающий воедино дух нации, дающий надежду и моральнуюсилу для победы.«Я не устану быть живым», – сказал русский поэт Константин Бальмонт. Еще он писал: «Бог создал мир из ничего, учись художнику Него». Именно эти бальмонтовские формулировки почемуто приходят на ум, когда читаешь строки Сергея Власова: «внутренне дрожать как соискатель жизни, как ваятель несуществующего...». А при чтении стихотворения Анастасии Ануфриевой, посвященного таинству рождения стиха, невольновспоминается «Октава» Аполлона Майкова. И это означает, что новоепоколение поэтов на верном пути,несмотря на то, что их творчество еще пока не всегда ровно. Заумь и деструктивное искусство неотвратимо отходят в небытие, и молодые поэты смогут взрастить крупицусвоего таланта и «соделать с нею чудеса». В добрый час! Григорий ПЕВЦОВ, поэт, победитель международного фестиваля «ЛитературнаяВена – 2008» http://litznak.ru/images/files/2-1-2010.pdf