Любава
Без тебя невозможно или С днём рождения, Диана!
Эпиграф
Вообще, рассуждения на отвлечённую тему – это порок, распространённый
среди начинающих журналистов. Со временем любой из пишущих превращается
в автора, с лёгкостью продуцирующего шаблонные статьи с запоминающимся
слоганом вместо названия, сильным финалом и одной кликабельной фоткой.
Научается мыслить заданным количеством печатных знаков и гнать строку
для гонорара.
Мне не интересны предсказуемые статьи. А вам? Может, мне
просто повезло с учителем. Тексты отличают именно
соскальзывания и подстрочки. Я воспринимаю журналиста как литератора, а
не как летописца. (В этот момент ремесленники могут выстрелить в
сторону св.Урсулы, она как раз привязана к столбу.)
Практически всегда есть, что сказать людям – слышишь, Дима
Фенечка, красота города Киева - и события, происходящие вокруг – только
повод, чтобы белый лист начал заполняться готовыми строчками, летающими
по воздуху. Сейчас, к примеру, пикирует такая: «он терпеть не может
стука клавиатуры по утрам».
Поэтому я могла бы написать про вчерашний концерт Дианы
Арбениной, даже если бы не попала на него, а простояла бы несколько
часов в остановившемся поезде метрополитена.
Стихи настолько давно и так прочно поселились вкруг и внутри, что меня
хлебом не корми, дай только порассуждать на тему социальной активности
(или неактивности) того или иного поэта.
Ближе к теме на шаг
Если вы не в курсе, я занимаюсь сетевым архивом хиппи. Хиппи – это
люди, избравшие способом борьбы с государственной системой ненасилие.
Сопротивление хиппи заключалось в особом мироощущении, стремлении к
максимальной степени любви и свободы. А это, как вы сами понимаете,
довольно сложно – стремиться к ценностям, которые абстрактны для 99%
человечества.
Более того, задача состояла и в том, чтобы донести ненасилие - как
метод - до окружающих. Для этого, в частности, использовалась
эпатирующая внешность – длинные волосы, яркие одежды, клёш, феньки.
Но атрибутика не для всех становилась максимально взятой высотой. Хотя
большинство хиппи ограничивалось отращиванием длинных волос, чтением
революционной для того времени литературы (кстати, я не знаю
современной революционной литературы, если вы можете мне что-то
посоветовать – будьте любезны), расшиванием одежды бисером, сейшенами,
промискуитетом...
Но многотысячные антивоенные акции протеста были сутью культуры хиппи
на западе. Рок – только то рок, что музыка протеста - был способом
борьбы. Гитара стала эффективнее винтовки, а голос – жег сильнее, чем
напалм. Лидеры американских пацифистов – музыканты, поэты, художники –
десятилетия не покидали авангарда сопротивления. И мир изменился.
В нашей стране никогда не насчитывалось более 100 000 человек,
причисляющих себя к поклонникам этого стил лайф. Внутрисистемное мнение
о причине этого – репрессии не позволяли движению набрать силу. Что же,
некоторым их хипов никакие репрессии не мешали бороться за права.
Пример? Алик Олисевич, работающий в львовском филиале «Международной амнистии».
Актуальный протест
Сейчас людей не увозят вагонами строить БАМы, однако что-то число
свободолюбивых граждан не увеличивается, а скорее, наоборот. Да,
возможно, годы проведенные в рабстве, сказываются. Подождем, в таком
случае, Моисея, смерти всех, кто привык существовать только в качестве
раба и займемся пока написанием скрижалей.
Часто люди, относящие себя к старожилам хиппи движения, требуют
«уважать из заслуги». Типа что они не боялись ходить с хаером и в
клешах. Им будет полезно узнать, что и в путинской России, в наше
время, людей избивают только за внешний вид.
Сместились акценты. Хиповая мода распространилась на
цивильную. А убивают сейчас в Москве совсем за другое. Убивают, как и
всегда, за принадлежность к актуальному протесту. (Для далёких от
реальной жизни сообщаю: актуально – веганство, антифашизм, «Еда вместо бомб», борьба за права ЛГБТ). И хиппи сейчас (если кто-то не в курсе) малочисленны, но они занимаются актуальными протестами. Во всём мире и в России.
Очередь к телу гуру
Вчера мы несколько часов стояли в многотысячной очереди на концерт,
посвященный 33-летию Дианы Арбениной, лидера группы «Ночные
снайперы». Среди зрителей не было знакомых нам лиц, но большая часть
людей так или иначе с помощью стереотипной внешности заявляла о своей
принадлежности к лгбт или о сочувствии к лгбт.
Я даже стала считать девушек, которые выглядели как Шейн
(агрессивно-трогательная лесбиянка из «Слова на букву «L» -
калифорнийского телесериала про гей-сообщество, аналогичного «Сексу в
большом городе»). Некоторые пришли с маленькими детьми – мимо провели
двух маленьких девочек в вечерних платьях.
Когда разрешат прайд и в московском метро можно будет встретить
целующиеся однополые пары так же часто, как в развитых странах, когда
трансгендеров, лесбиянок и геев перестанут избивать на улицах фашисты,
вся лгбт-тусовка будет с гордостью рассказывать своим детям, так же,
как сейчас, говорят, скажем, престарелые хиппи и битломаны: «а мы-то
еще в девяностые боролись, мы-то не боялись одеваться и держаться на
улицах за руки, мы ходили на концерты».
Дети будут восторженно смотреть на «борцов» и предположительно смело и
доверчиво отстаивать права тех, кто будет подвергаться дискриминации в
нём, в светлом для лгбт будущем.
А когда в телепередачах о становлении лгбт-движения будут показывать
старые фотки, вчерашние зрители НС будут напрягать лицо и тщиться найти
себя на фото. Но найти им себя там будет затруднительно. К вчерашним
зрителям у меня только один вопрос: «Почему вас всё-таки не было на
гей-параде?»
О приглашении на гей-прайд
Пока женин рюкзак проверяли на наличие взрывчатки, мы с Нуаром на общем листе с поздравлениями написали: «Диана, приходи на гей-парад». Ясное дело, что мы рано или поздно написали бы это. Роль у нас такая социальная. Подходить к людям и говорить: «Пора».
Нам очень хотелось узнать, как можно закрывать глаза на то, что ждёт в
нашей стране любителей «Ночных снайперов» после концерта? Нападения
фашистов на людей, одетых нетрадиционно - не самое страшное. Ежедневная
дискриминация дома, на работе, в транспорте, в магазине, в больницах –
это проблема.
Лирическая часть: Мы, в общем, знаем, что она в курсе, и что она не
хочет бороться, и что деньги, и что Россия, и что страшно, и что
репрессии – Виктюк, Тату – навскидку - последние, кому
попало… кому же захочется добровольно на Голгофу… но, Диана, он же
знал, что его ждёт – и всё-таки шел на эту самую Голгофу – чувак из
книжки, которую ты вроде как в последнее время любишь читать… 33 –
отличный возраст, как раз тот самый возраст…
Ни одна правозащитная организация в нашей стране не может сделать для
гей-движения столько, сколько, скажем, Диана – простым пожеланием
борьбы за политические перемены. Простым напоминанием, что опасность
существует до тех пор, пока сила лгбт-сообщества не продемонстрирована.
Для того, чтобы поддержать лгбт, не обязательно к нему принадлежать.
Достаточно быть честным человеком.
Мы стая
На концертах НС я всегда находилась с другой стороны сцены. Снайперы
занимали основательно моё сердце и время. Акустика в ОГИ, черные
футболки с логотипом в питерском Чаплин Клубе, первое ощущение единства
и силы женщин на первых электрических концертах… Было радостно за
набирающую популярность группу, особенно из-за ощущения того, что эти
люди намерены переменить мир.
Вчерашняя вечеринка по поводу дня рождения? Давайте остановим бегущие
картинки: зал вместимостью 4-5 000, фиолетовые дымящиеся лучи света,
люди, протягивающие цветы, портрет Жанны Агузаровой, проданный на
аукционе в пользу детдома за 700 долларов, серебряные барабаны в
качестве подарка группы, целующиеся нетрадиционные пары, руки, поднятые
вверх, застывшие в характерном на концертах лгбт-сообщества жесте...
Торт от издательства «Аст», представляющего новую книжку –
женщина средних лет, грузившая огромный муляж книги в иномарку, не
позволила Нуару сделать фото – потому представьте себе в этом месте
огромную книжку или то, что вам хочется представить сейчас, когда вы
читаете.
Эпилог
Мы сделали несколько фото – я думаю, подобными будут забиты сегодня все
Интернет-ресурсы поклонников – но не фото на таких концертах имеют
ценность. А ощущение покоя. Покоя – пусть пока внутри гетто. Временная
свобода, клуб «Удар» в несколько расширенном составе… Дайк, идущий по
залу и скользящий рукой по спинам людей… Шары с сердцем и мишенью,
радужные плакаты с надписями «С днём рождения»… И уверенность в том,
что хотя бы здесь и сейчас дискриминации – нет.
После песен, после белоснежной рубашки, усталых глаз, которые, несмотря
ни на что, пока еще придают/передают силы движению – пары девушек
садились в иномарки разъезжались, расходились по ночной Москве –
обратно к ежедневному притворству, табуированным темам, привычному
ощущению ужаса от рассматривания идущих на встречу людей «не наци ли
это», готовности ответить ударом на попытки вытащить тебя из вагона
метро и избить, готовности умереть за значок гей-прайда на лацкане, а
если поточнее - за права человека.
С днем рождения, Диана. Желаю вывести народ, любящий тебя, из гетто. Кто, если не ты?
8.07.2007