Любава
Это грустная русская история… - рецензия на пьесу Томаса Стоппарда «Берег Утопии»
20-23.10.2007
Это грустная русская история…
Рецензия на пьесу Томаса Стоппарда «Берег Утопии», поставленную РАМТ (Москва)
Фото: stoppard.ru |
За 90-е годы, несмотря на провозглашённые демократические ценности - свободу слова, печати и так далее, не вышло ни одного фильма и спектакля, которые бы более-менее объективно освещали русскую революционную среду 19 века. Все произведения на эту тему представляли собой карикатуру (от образов Ленина в программе «Куклы» до бесконечных хроник царской семьи), что было понятно и оправдано – условно новый политический режим избавлялся от баррикад, от любых упоминаний о революционной деятельности. К этому располагало и долгожданное отсутствие соцзаказа. Народу было не до культурных мероприятий – народ голодал. А претендующие называться "интеллектуальной элитой" обслуживали правящий слой либо испытывали отвращение прилагательному «революционный», как к несущему советский отпечаток.
В последнее десятилетие режим ужесточился и стало появляться огромное количество вещей, посвященных сопротивлению. Тему бунта поднимают все - и его противники, и сторонники. Навскидку: «Конь бледный» - экранизация одноименной повести Савенкова, сериал «Крах империи» про народовольцев-эсеров, «Статский советник» - фильм и спектакль - по Акунину, сериал «Нестор Махно», фильм англичанина Гая Пью про кронштадтский мятеж, двухсерийная документалистика о Герцене «По ком звонил “Колокол?”» и т.д. и т.п.
Стало издаваться много радикальной литературы. Взлёт «Ультракультуры» тоже пришелся на путинский период. У нас в сумках появились биографии Маркоса и Хьюи Ньютона … Серия Гилеи «Час Ч» продала нам Майнхофф, Боба Блэка и Ванейгема. В ассортименте предлагались «Русские анархисты» Аврича, Бакунин в ЖЗЛ, биография Маркса, тексты Че… Понятно, что это мизерно, но по сравнению с тем, что было в девяностые… Но - был реанимирован ревлит, несовременный, правда, но всё-таки ревлит. Ах да, о современниках. У Жвании вышла книжка «Путь хунвейбина», у Кагарлицкого - «Управляемая демократия», у Бренера и Шурц - "Апельсины для Палестины",у Тупикина - «Зачем борьба».
И вот год назад мы включили, за неимением лучших, телеканал «Культура». И что мы там увидели? Тома Стоппарда. Стоппарда, который привёз в Россию пьесу о русских революционерах – постановка к тому времени уже покорила Лондон (2002) и Нью-Йорк(2006). Мы подумали: «Чувак всерьез, по центральному каналу, признается в любви к Герцену, Бакунину, Огарёву… Он снова пытается продать нам нашу же красную чуму… Или чёрную… Хуй знает…»
Но мы то и сами очень любим Стоппарда, «Розенкранц и Гильденстерн» наш настольный фильм, и, что бы Том не написал, мы ни на секунду не усомнимся в его историческом чутье и театральной правде. А тут совпали даже два пункта из сферы интересов. Русского анархиста хлебом не корми, дай только в Прямухино съездить, в Дмитрове Кропоткину помолиться да с черно-красными флагами от МВД до ФСБ или от Маяка до ХХС – уж извините за многочисленные смысловые нити маршрутов - прошагать. В общем, было понятно, что постановка грядет необычная…
Работа над спектаклем продолжалась 2 года, Том приезжал и всегда оставался доволен ходом работ, «Культура», обжигая руки свечным воском, тщательно процесс освещала, артисты читали «Былое и думы», погружались в Маркса, жили атмосферой дореволюционной эмиграции…
Фото: stoppard.ru |
Неудивительно, что сегодня, 20.10.2007, в 12 00, досмотренные охраной на предмет бомбы… (Для потомков отметим, что в современной России вопрос «или у вас есть ещё приличных бомб» правительство задает гражданам ежедневно; под видом антитеррористической операции – необходимость которой обеспечена ФСБ – на наличие бомбы проверяют на каждом шагу)…итак, сегодня мы обнаружили себя в сидящими в скрипящих креслах 17-го ряда переполненного странной публикой театра РАМТ, места 11-12.
За исключением двух старичков –демшиза – психопатов, внешность которых выдавала бы эндогенный черно-красный интерес к русской революции, в холле мы не обнаружили. Из говорящих голов были замечены Парфенов и Хакамада. Позже, через несколько антрактов мы нашли в театре двух автономов и девушку из центра "Демос".
Спектакль Алексея Бородина «Берег Утопии» состоял из «трех частей, 9 часов сценического времени, 30 актеров, 70 персонажей, 170 костюмов и 30 лет российской и европейской истории». Пьеса поставлена без сокращений текста.
Провести 10 часов в театре нам было сложнее, чем прочим зрителям, потому как мы были веганы, причем не очень умные, потому как забыли взять с собой достаточное количество еды. Судя по буфету, русских интеллигентных людей, пришедших поглядеть на такое прогрессивное действие, в антрактах может интересовать в только водка, красная икра, буженина и мороженое. Интеллигент вегетарианцем быть не может… Вопрос голода перестал для нас существовать во время четвертого перерыва в действии, когда Ксюша и Оля отвели нас в «Сено» на Камергерском.
Всё, что происходило на сцене, было уместно, естественно и практически объективно. Возможно, предпочитающие рев-иконы посчитали бы кощунством и заказухой изображение слабостей исторических персон. Анархистам спектакль не понравится особенно – над Бакуниным Стоппард пошутил серьезно.
Карикатурные гротескные слабости – скачка идей и непрерывный аск создателя «Государственности и анархии», стеснительность и истеричность великого русского критика – делали образы героев живыми и выпуклыми, словно животы героинь. Нежность друг к другу, романы, страстность (нимфомания в случае Натали), такая свободная любовь, которая не требует легализации и в наши времена мало кому доступна, многочисленные непонятно чьи дети, да, революционность даже в постели – вот что сильнее всего должно было привлечь к идеям прогрессивных людей позапрошлого века зрителей – нас, то есть.
Нехитрыми желтыми приемами Стоппард добился недостижимого для среднестатистического учителя истории – искреннего интереса общества к личности и наследию русских революционеров.
Теперь мы будем рисовать маленькие картинки ключевых тем спектакля. О чём предлагает поразмышлять Стоппард?
Бакунин
– Герцену «Я не стану верить в благие намерения царя, я не стану верить
в благие намерения правительства. Власть не будет рубить сук, на
котором сидит» |
Рабское
чинопочитание (консул, приехавший к Бакунину, встаёт при каждом
упоминании «императорского величества»), всевластие бюрократии,
цензура, отсутствие свобод, преследование инакомыслящих, |
отсутствие независимых СМИ, полицейский произвол… не пугайтесь, вы читаете не ru.indymedia.org, мы пишем про 1833-63 годы. Разве что с битами на людей тогда не нападали. Кстати, читающий, в курсе ли ты, что ДПНИ только объявило конкурс на лучшую фашистскую агитку. Победителю будет вручена бейсбольная бита с автографом Александра Белова. Это не шутка.
Отмена КП – лейтмотив пьесы, основная задача всех русских революционеров того времени: «Россия – материк рабства и суеверия» |
«- У нашего отца 500 душ… - Человек с таким количеством душ может рассчитывать на спасение хотя бы одной» |
Под аплодисменты зала Белинский говорит: «– У нас нет литературы». Ту же реакцию вызывают слова отца Бакунина: «Журналистика – это последняя капля»; «Если Белинский литературный критик, то им был и Робеспьер» и реплика Базарова «хороший водопроводчик лучше 20 поэтов»… Вообще зритель восторгается, смеется, хлопает на пьесе много и часто...
Белинский-Чаадаеву «Я предлагаю в вашей статье изменить только два слова: Россия и мы. Вместо «мы» я предложил бы «некоторые люди»…
Цитатка для размышлений: «Мы не для того прошли этот путь, чтобы прийти к утопии муравейника». |
В пьесе представлена вся коллекция течений тогдашней политической мысли – упакованная вместе со своими идеалами общества. |
Универсальность законов развития общества (Маркс, Чернышевский). Анархическая бунтарская идея Бакунина. Западничество Чаадаева, Станкевича и Грановского. Гегельянство, западничество и, затем, утопический социализм Белинского. Православие, самодержавие, народность Аксакова. Идея крестьянского социализма Герцена и Огарёва. Продолжателями последней идеи выведены русские народники: «Земля и воля» - это всего 12 человек, но это единственные в России, кто сейчас сопротивляется». Последнее предложение мы пишем, чтобы улыбнулись и перестали париться из-за своей малочисленности сегодняшние революционеры.
«Революция – это лишь вопрос времени; когда она разразиться, мне придется в ней участвовать» |
Крестьянские массы, от имени которых действуют революционеры, появляются в пьесе только в виде лубочных поющих рабочих сцены во время смены декораций. Реальность пьесы (общества) создаётся безликим, безымянным, бесцветным и таким неприхотливым народом. |
Звучит
мысль о том, что для простого народа разницы между республиканской и
монархической властью нет - интересы власти противоположны интересам
народа. Говорится, что когда народ пытается взять власть, по нему
стреляют. |
«Наше социальное положение и было причиной борьбы» «Она разразится ниоткуда» «Не смей даже мечтать о гильотине» |
«Царь
и иже с ним исчезнут через год, максимум через два. Между прочим, я
купил бы 1000 винтовок, оплата наличными» - да, угадали, это Бакунин. |
«То, что требуется каждому революционеру – богатая жена» |
Отчуждение
между революционерами и народом показано диалогом Герцена и одинокого
гармониста. Причем в этой сцене актеру, играющему Герцена, пришлось
выучить ой как много слов, а символизирующий рабочие массы музыкант
лишь акцентами игры - степенью растяжения мехов - подчеркивает, что
сытый голодного не разумеет. |
«- Где ты взяла флаг? –А так сейчас все носят…» Герцен – Натали, завернутой в знамя «Что написано на флаге? – Свобода, моя жена вышивала… - Звучит довольно безнадёжно…» |
Невольно хочется сравнить постановку Бородина с культовой ленкомовской «Женитьбой Фигаро», где тоже поёт французское восстание. Стоппардовская Свобода на Баррикадах не обнажает грудь, не размахивает знаменем, она апатичная, грустная, нервная, она переходит от одного человека к другому. Ну да, она же русская...
Люди пьют «удивительную немецкую водопроводную воду» (имеется ввиду минеральный курорт), учатся варить разными способами кофе, готовы продавать дворовых, чтобы изучать идеализм в Берлине (Бакунин), пьют шампанское за республику, снимая по бокалу с подноса, принесенного слугой, рабовладеют и - тем не менее - всерьёз называют себя революционерами: «в нашем кругу ценятся только долг и самоотречение».
Революция для них – сверхценный бред. Общество заражается, тоже начинает бредить революцией, которая-таки происходит, ясное дело.
Бакунин: «Нашей первой задачей будет уничтожение власти, другой задачи не существует»
Герцен: «В оппозиции нет больше радости»
РНИ, которую символизирует славянофил Аксаков в яркой синей расшитой косоворотке и шароварах, за одну сцену уничтожается коллективным нажимом либералов-социалистов. Для тех, кто не понимает, что такое коллективный нажим или не знает, что такое либерал-социалисты – ключевые персонажи пьесы выбегаютна сцену и буквально вытесняют хоругвеносца-лайт Аксакова за пределы действия: «Почему бы тебе не одеть лапти».
ПНИ представлена в пьесе Станиславом Ворцелем и Леоном Зенковичем, эмигрантами. Польша в те времена входила в состав Российской империи. Вы будете смеяться, но польский вопрос был важнее еврейского. В 1863 году Александр Освободитель затопил Польшу кровью, уничтожив 19 000 человек. "Ерунда! - скажете вы, наши современники. - Что такое 19 000 человек. Мы спокойно говорим о 27 млн погибших в ВОВ, 19 000 не поражает нашего воображения"... Но в то время для польского населения вообще - и для нацсопротивления в частности - это было ощутимое число.
«Татьяна остаётся с мужем, потому что она не читала Жорж Санд»
«Не всем же быть философами, когда дело доходит до любви»
Ревности в спектакли не меньше, чем революции: «Отчего же ваш любовник не пишет как Рафаэль». Ревность для наших героев – повод для самокопания и самосовершенствования: Герцен - Бакунину «Как мы можем устроить счастье общества, если мы не можем устроить своего счастья»; Бакунин-Белинскому «Все мои идеалы бессильны против моей ревности»...
Вернемся к общим рассуждениям о постановке. Мы наблюдали формирование нового бренда. Не будем рассказывать вам о нашем желании придушить в темном углу зрительного зала какую-нибудь старушку-билетершу ради маечки с фирменным знаком спектакля, сфокусировав ваше внимание на бешеных деньгах, которые зрители тратили в особых киосках, приобретая как книжки английского драматурга, так и труды (вы не поверите) Герцена, Тургенева etc. Без продажи муляжей бомб анархистов-безмотивников на этот раз обошлось…
В спектакле одно поколение революционеров сменяется другим, и каждое строит свою Утопию – в зависимости от обстоятельств меняя инструменты. Рубежи, взятые революцией, требуют постоянной обороны. Уйдём от общих рассуждений о постановке.
Почему именно сейчас появляется именно такая пьеса? Стоппард пишет потому, что он просто хочет построения гражданского общества. Почему ставит Богданов? Спрос? Не похоже. Госзаказ. Вероятнее.
По данным Freedom House, Россия занимает 165 место в исследовании свободы СМИ – в рейтинге 195 стран. В 2005 году исследователи ставили ее на 158 место. Формально же в России права человека и, в частности, свобода слова, есть. А цензуры нет.
Есть «некоторые люди», прослушивающие телефоны и вскрывающие письма, проводящие операции «Заслон», «Перехват-Магистраль», «Антитеррор», подбрасывающие бомбы с тротилом и болтами на концерты поющим антифашистам, выдумывающие анархотеррористические организации (фальсификация дела о взрыве «Невского экспресса», о взрыве, которого не было), приглашающие людей на беседы в кафе и просящие ту или иную группировку не вмешиваться в политику.
Есть «некоторые люди», запрещающие и сжигающие книги (Сорокин, Немцов, Роулинг) и уничтожающее тиражи газеты ("Обводный Times" - за стишок, а котором упоминается путин, "Рабочая демократия" – за материал об АвтоВАЗе), журналов (Собака.Ru – за обложку с карикатурой на президента), фильмы («ЭПКТ» по Тому Вулфу), изымающее компы у журналистов (63.ru) и типографов ("Иртыш-Принт"), фальсифицирующие новости (история с антиберезовской подделкой первой страницы лондонской Times программой «Вести»).
Есть «некоторые люди», избивающие (антиглобалист Лашманкин, которому проломили голову в Самаре, лига легализации конопли и правозащитники, пришедшие поддержать заключенных после марша за легалайз, гей-прайд, разогнанный пропутинским фашистами всех сортов, Алексей Сусликов (ТСЖ), семья казанской журналистки Петровой (чеченская тема), 4 активиста в Тольятти: Антон Вечкунин, избранный недавно председателем профкома «Единство» цеха СКП, Алексей Виноградов, уволенный за участие в забастовке на АвтоВАЗе, А.А. Грачев и журналист местной газеты, екатеринбуржский автолюбитель Кирилл Форманчук, известный своими жалобами на нарушения сотрудников ГИБДД, бои и обыски в связи с уплотнительными застройками) и убивающие непокорных (Политковская, ангарская экологическая история).
Эти «некоторые люди» действуют по типичной европейской буржуазной программе, уничтожая представляющее реальную опасность, оставляя небольшую лакуну для интелей, поставляя им радикальные книги, фильмы и заставляя, как лобстеров, вариться в собственном соку на медленном огне. У думающих как бы все есть для того, чтобы почувствовать себя инакомыслящим и поэтому протест перестает быть жизненно необходимым.
Грустная русская история, искаженные лица актеров, вышедших на поклон, напряженность десятиминутной овации зрителей, поднявшихся с кресел. И вот мы едем домой на метро. Человек, похожий на Чаадаева, садится рядом и говорит: «Я предлагаю в нашей стране изменить только два слова: «некоторые люди». Вместо «некоторых людей» должны существовать «Россия» и «мы».
P.S.: 21 октября, на следующий день после нашего посещения «Берега Утопии», мы со Смеагорлом, а так же с парочкой хипов и парочкой социал-демократов поехали на закрытие выставки, посвященной Че. Экспозиция была отличная – боливийский дневник, многочисленные ладящие друг с другом жёны, улыбки, виды Гаваны, простреленная грудь… Всё как положено… Лекция завершилась так: «Когда мне сказали готовить эту выставку, я удивилась. Я спросила: «Как можно в центре Москвы, сейчас, в это неспокойное время, показывать фотографии террориста номер один?» Мне ответили: «Вам дали задание - выполняйте»…
P.S-2: 22.10.2007, письмо на ящик edavmestobomb@riseup.net. Уважаемые господа! Ставим Вас в известность, что Российский государственный академический Молодежный театр не участвует в политических акциях и не поддерживает никаких общественно-политических движений и акций. Размещение в помещении театра какой-либо рекламной или агитационной литературы без согласования с администрацией театра категорически запрещено. 20 октября администрацией театра были обнаружены в помещении театра листовки Вашей организации. Убедительно просим прекратить несанкционированное размещение Вашей полиграфической продукции в помещении РАМТа. Повторные попытки разместить информационные листовки "Еда вместо бомб" в помещении РАМТа будут рассматриваться как незаконное использование рекламных площадей театра. С уважением, Ирина Григорьева PR директор Российского академического Молодежного театра +7 495 692-0392 +7 495 692-6750 ramt@ramt.ru, igriga@mail.ru www.ramt.ru
Цыферки исправлены VT