Любава
Кто такие хиппи?
Придуманное журналистом, слово стало обозначать субкультуру, появление которой в мире привело к грандиозным переменам.
Неспроста хиппи называют крестоносцами моды. Но давайте разбираться в том, кто такие хиппи, по порядку.
Субкультура хиппи появилась в 60-х годах в Америке как следствие
сильного экономического подъема. Дети из обеспеченного класса получили
возможность вместо обыденной рутинной деятельности заниматься чем
угодно. Они путешествовали, пели, рисовали, танцевали, писали картины,
одновременно переворачивая представления о жизни - и свои, и
окружающих.
Некоторые считают, что это были люди ленивые и не желающие работать. На мой взгляд, всё принципиаьно иначе. Это были люди, созданные самим обществом, необходимые для радикальных перемен. Нечто неизбежное и закономерное. Общество исследовало новые возможности для эволюции с помощью своих детей. Как всегда.
Как выглядели хиппи? Было несколько стандартных клонов - похожие на Джона Леннона, на Дженис Джоплин, на Джима Моррисона, на Анджелу Дэвис, на индийских садху (святых) - в таком духе.
Усредненый типаж был иисусоподобен - длинные волосы (трактовавшиеся не только как связь с природой и свобода, но и символ феминизации культуры), недорогая одежда (отказ от материальных ценностей, пусть даже на время) ярких цветов (попытка вернуть в мир детскость, яркость и непосредственность восприятия мира), этнические украшения (отказ от рас, стереотипов, рамок и границ, обращение к культурам разных народов), многочисленные религиозные атрибуты и украшения (синтез всех духовных путей, солидарность и единство), фасон клёш (символ свободы).
Про идеологию. Для того, чтобы добраться до границ свободы, хиппи приходилось жертвовать всей своей жизнью. Они отказывались от всего привычного предыдущим поколениям - бросали учебу, семьи, не желали воевать, сжигали повестки во Вьетнам, сжигали паспорта и вообще унитожали всё, что могло связывать их с традиционным и приемлемым в прошлом.
Они были проповедниками нового отношения к любви. То, что называется "свободная любовь". Сейчас это часто связывают с распущенностью, но хиппи говорили лишь об искренности чувств.
Что же такое стало им понятно, что же определило их свободу? Свободу, кажущуюся чрезмерной даже современным фрикам (чудакам)?
Осознав, что проблемы мира происходят из-за насилия, хиппи отказались от него во всех сферах своей жизни - где это только было возможно.
Они попробовали всё и определили негатив и позитив. Наркотики, которые казались на заре хиппи движения вариантом расширения сознания, привели к таким катастрофическим последствиям, что современные хиппи традиционно отказываются от них (об этом пишут многие хиповые современные авторы).
Что хиппи принесли в мир, как субкультура изменила реальность? А вот что:
Антивоенное движение - началось оно с хиппи-демонстраций против вьетнамской войны.
Здоровый образ жизни - как единение с природой и естественность.
Планирование семьи - именно эра хиппи привела к повсеместному распространению противозачаточных средств.
Формирование новых форм семей - коммунны молодых, коммуны стариков, коммунны отцов-одиночек с детьми, шведский вариант.
Движение за права людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Увлечение этникой - экзотическими национальными
товарами со всех концов света, включая одежды американских коренных
жителей - индейцев, которые были первыми борцами с американской
системой.
Увлечение всевозможными духовными учениями - хиппи практиковали медитации, йогу, холотропное дыхание, ци-гун, буддизм, христианство, суфизм, тай-цзы и всё самое необычайное, что им только удавалось найти.
Именно они были истоком для совмеменного движения антиглобалистов, или, правильнее, альтермондиалистов - они не носили одежды с лейблами, противостояли корпорациям и жили, самоорганизуясь.
Влияние на моду - джинсовая революция. Хиппи-стиль с шестидесятых годов никогда не уходил с подиумов. Кроме того, мало кто знает, но до хиппи не было принято носить футболки и шорты, миниюбки и этнику. Говорят, даже комнатные растения придумали хиппи.
В России движение зародилось почти одновременно с западным. Численностью оно уступало заморским братьям, кроме того, на советской почве свобода произрастала с большим трудом и за нее приходилось платить серьезную цену.
Наши хиппи оказывались в тюрьмах, в сумасшедших домах (большая часть хипов там и познакомилась друг с другом), их судили за тунеядство и изгоняли из институтов.
У русских был свой путь. В девяностых годах один социолог насчитал в стране 100000 хиппи. Уверенно можно говорить, что около 200 человек хиппи были чрезвычайно активны еще на заре движения - они много путешествовали автостопом, были свободны от стереотипов тоталитарного общества, что, согласитесь, немало. Занимались творчеством, делали самиздат, предпочитали социальные работы бесполезному просиживанию штанов в разнообразных советских конторах.
Сейчас движение хиппи в России и в бывших соцстранах живо. Никакие политические изменения не сказались на общении современных хиппи. Много новых субкультур возникло на основе хиповой, но, как стволовые клетки, сохранились и хиппи.
По-прежнему по дорогам едут многочисленные дети цветов, существуя для общества, делая людей добрее, разъясняя даже видом своим, что нет ничего на свете важнее любви.