Любава
Морозов. Рок-монолог.
Топтаться поколенье на месте, рожденья прокляв час.
Под бодрый грохот маршевых песен, мне выпал этот шанс.
И я не достучался до Бога и людей,
и в темноте остался Смутных Дней.
ЮМ, 1989
Преследование инакомыслящих в нашей стране - такое обычное дело, что
репрессиями гостеррор называют уже только в том случае, если человека
расстреливают в упор перед объективами нескольких неамериканских
телекамер. Государственная машина на самом деле - что-то вроде танка.
По одним она палит со всей дури, других давит гусеницами. Сегодня в
"Мемориале" собрались, в оновном, пятидесятилетние-шестидесятилетние
люди, всего человек 30, чтобы смотреть фильм о человеке, который
противостоял жуткой машине, совковому "грохоту маршевых песен". Жизнь и
творчество которого были протестны по своей природе. Приехали Саша Иосифов, Володя Лысков, Толя Пикассо, Женя Black Sabbath, Хэлп, Даос. Ближе к концу фильма приехали Женя Малышев, Эрлия, Гриша, на несколько секунд забежал Пастухов.
"Рок-монолог", 68-минутный фильм, отличается от первой авторской версии
в лучшую сторону. Полагаю, его рано или поздно покажут по "Культуре".
На знавших, любивших, слушавших Юру, на его друзей и ровесников даже
перемонтированная версия оказывает тяжелое действие - слёзы на
глазах... Зрители, люди со стороны, люди помоложе, типа меня,
воспринимают жизнь, усреднённую кинохроникой до ежедневного
героического пафоса, спокойнее. Если бы не пронзительная боль, которая,
как билиардный шарик, каталась по залу, я бы отстранилась от того, что
я знаю о Морозове и получила бы даже удовольствие от кинопросмотра -
потому что фильм сделан и правда хорошо. Но вот эти окружающие люди,
которым было просто больно...
В фильме о музыканте говорят основатель питерского рок-клуба, лидер питерских хиппи 70-80 годов Гена Зайцев,
жена, Нина Морозова, продюсер, звукорежиссер и рок-музыкант Андрей
Тропилло, журналист и продюсер Андрей Бурлака, спившийся и
неестественный Чиж, радостный Шевчук, легитимизатор правых... В основном - о методе существования в безвоздушной атмосфере тоталитаризма...
Во тьме лесов, во тьме пещер
Ничто теперь не странно.
Забыв про все живу как зверь
Я в царстве обезьяньем.
ЮМ, 1995
...о незвёздности и гордости, о элитарности и гениальности.
Обсуждая
фильм, зрители отметили, что внеконтекстные высказывания самого Юры о
негативности рок-музыки и о всеядном - в музыкальном смысле - народе,
несомненно, устраивают автора "Рок-монолога", эффективно упрощают
образ, но удивительны для близко знавших музыканта людей.
Я не
люблю вечера воспоминаний. Не праздную фатальные даты. Не хожу на
похороны и поминки. Мне кажется, что лучшая эпитафия - добрая память, а
настоящая любовь - в том, чтобы продолжать борьбу. Что касается
Морозова, то, при гигантском музыкальном и поэтическом наследии - в
сети о нём практически нет информации. Так что история Морозова, на
самом деле, только начинается...
Галерея фото кинопоказа: https://www.hippy.ru/right/morozov/12122007morozov/