Любава
Игроки
Статья про концепцию
хиппи-фестиваля "Игра в бисер",
который проводил информационный
портал hippy.ru в 2003 году в Москве
для журнала пражских хипов.
Как я понимаю, все хиппи на Земле так или иначе пытаются рассказать людям о своем удивительном открытии.О причине болезни человечества - о насилии и ненасилии.
Нам задали тему "Игры". Что же, не будем пока выходить за пределы темы. Мы уже рассказывали для одного лоховатого журнала про некоторые личностные и организационные моменты, во "Вместе" говорили о правилах игры. Здесь уместно будет затронуть концепцию фестиваля.
Сейчас, вообще-то, не считается оригинальным читать и думать, но я надеюсь, что вы-то не оригиналы и с текстом Гессе знакомы. Так вот. Он тоже написал про ахимсу. Ну, скажете вы, в таком случае воообще не ясно, зачем вы взяли именно эту книжку. Были ли когда-либо литераторы, которые бы писали про другое? На наш взгляд Касталия - эфемерный институт, сохраняющий истину - метафора, наиболее подходившая для того, что мы были намерены сделать.
Показать, что люди сильны по своей природе, что силы их безграничны. Что нет ничего, что бы имело бы значение, кроме людей. И единственное, что связывает людей - это искусства, а глубже - их переплетение. А единственный путь к свободе - это дорога без зависимостей.
Колесо, к которому мы подошли с нашими ведрами воды, покорно закрутилось. Под флаги, на которых было написано "свобода", собралось огромное количество добрых людей.
Да, вот еще. С удивлением иногда слышим, что кончились добрые люди, повымерли все. Что мир жесток и проче. Заверяем, что это возмутительная ложь. Просто подобное тянется к подобному.
Одной из важных идей, которую хотелось довести до участников, был антиавторитаризм. Мы предоставили действию его законное право существовать без конферанса.
Свобода перемещения и отсутсвие привычных стереотипов поведения на концертах - где сидеть, как двигаться, как выражать эмоции - охранялись особо. Только это должно было ломать стереотипы в голове участников.
Вы скажете - да ну, какая разница, платил человек за вход или нет. Разница есть. Вход всюду должен быть свободен. А труд может быть оплачен.
Вот еще вам идея. Без денег. Было предложено не использовать денег. Я так понимаю, что финансовый момент касается только организатора и в этом, собственно, начало и конец организации. Хороший руководтель - тот, которого не видно и не слышно.
Свободное участие в действиях артиста и зрителя, диалог - необходимая компонента для возникновения истины искусства, точка начала синтеза.
Итак, теперь о том, что мы положили под крышку. Архивы, прежде всего мы положили историю. Хроники, кинофильмы, фотографии, картины.
Мы добавили пластический театр, танец, песни, стихи, рисунки, карикатуры, оригами, перфомансы, показы мод, мы установили иные дома для жизни и зажгли в них огонь.
Мы принесли и отдали то, что следовало запомнить. Бисер - кровь нашего народа и колокольчики - его пульс. Мы хотели сказать, что люди в этом мире призваны отдавать. Делать добро.
Человек, вот мир, в котором все твое, где не будет проблем и нужно только понимать красоту мира.
Мы решили забыть про географию. В совковых городах такого конгресса хиппи ранее не собиралось.
Мы исключили из акции все, что было отмечено тлением. Мы не говорили о негативе, о неверных путях, об убийстве, о войне, о государстве. Мы дали возможность понять, что этого может не быть.
И новорожденные той поры дейстивительно появлялись уже лучше, чем мы сейчас, они рождались, уже понимая ненасилие шире.
Спросите теперь, отчего мы не кричали со всех помостов и сцен о том, что хиппи - это ненасилие? Почему мы вообще не раздали некий шаблон и не возмутились - соответствуйте имени, которое взяли! Почему мы не спрашивали у входа в зал: а не убил ли ты кого-нибудь сегодня, брат?
К нашему глубокому сожалению, мы понимаем, что современники наши взращены машиной насилия, напитаны чужой кровью и смертью, забавляются исключительно жестокостью и, в сущности, пердставляют из себя зрелище жалкое.
С другой стороны, мы знаем, что новое поколение будет лучше и добрее. Как обычно. И то, что кажется сейчас невероятным - обычная любовь к миру и к жизни во всех ее проявлениях, наслаждение хрупкой красотой природы и желание помогать слабому - со временем станет обычным делом и перестанет собирать вокруг себя носителей святой простоты. Настанет лучшее время.
Мы верим в это так же, как верили в прежние времена рабы, крепостные, больные, инвалиды, старики, феминистки, нацмены, негры, дети, геи и лесбиянки в те времена, когда у них не существовало прав.
Мы сделали свое дело - мы рассказали о том, как можно не убивать. Мы сказали, что такое хиппи. И мы рады за тех, кто понимает нас уже сейчас, в жестокие времена.