Любава
Заткнись и слушай меня. Новое в русской камерной музыке. - рецензия на альбом группы «ПолитЗек»: «За решёткой есть Жизнь», 2008
Музыкальные артефакты сравнивают только дауны — к вопросу о том, что это второй альбом «ПолитЗека». Новорожденный не может быть хуже или лучше прочих. Новороженный — это данность. «ЗаРЕЖь» - ребёнок, народжуваний в незвичних для України негостинних та антисанітарних умовах печерского отделения, вытерший губкой своей печени лужи из несапатистского алкоголя родительской крови, появившийся на свет асфиксичным, с гематомой вместо лица и со сломанной лицевой костью. В общем, Вирджиния Апгар заплакала бы, увидев этого младенца, услышав его сердцебиение на три четверти. Синий, придушенный, избитый — и, тем не менее, кричащий и кусающийся, малыш выложен в сеть без рюшечек и синего одеяльца. Можно слышать всё, что в его голове. Роды состоялись.
Автором
осознанно или не очень используется
метод ночной страшилки. Я не знаю, может
это происходит от долгого сидения за
ночными веганскими шашлыками, от
употребления сладкого напитка за 5
рублей или страшилки особенность
инфантильной субкультуры, но все
афа-истории, которые я пока слышала,
строятся по типу «гробика на колёсиках».
Помните? Это такой нерасторопный гробик,
который едет чрезвычайно медленно,
преодолевая спасительные и одновременно
зловещие препятствия часами и в конце
довозит своего пассажира-мертвеца
непосредственно до слушающей компании.
Компании, которая слушает камерную
музыку, сидя пока на свободе. Начинается история совершенно мирно:
Стих про Геннадия первый
И как Геннадий Васильевич идёт шагом широким
Волосатой рукой теребя свои коки
Подглядывает за тем как студент завязывает шнурок советский
А у меня есть орех грецкий
Или турецкий
То есть такой примитивный детский расклад: «А у нас в кармане гвоздь»... Все стилизации, создаваемые Укропом, состоят из двух компонентов — подчеркнутой наивности и гротескного тяжеловесного подтекста. Таковы реанимированные блатные песни и баллады. Кажется немного странной повторяющаяся из поколения в поколение тенденция детей интеллигенции соревноваться в неприхотливости с рабочим классом. Похоже, не пошел современникам впрок образ Эрика из фильма Люкаса Мудиссона «Вместе». Эрик, мальчик из богатой семьи (Эрик - молодой Люкас), сменил фамилию с буржуйской на незаметную, забросил подальше блестящие перспективы и устроился работать на завод. Дауншифтинг этот был идеологически прекрасен и пламенен. Но Эрик не смог работать на заводе, руки его вечно травмировались станком и пользы от такого рабочего не было.
Мне даже кажется, что это стремление непременно отождествить себя с working class hero — психологическая защита от четкого понимания своей действительной более глобальной роли в мире. Но. Неквалифицированный труд еще не дает права говорить от имени рабочего класса. Я бы даже сказала, что он отнимает это право у людей, которые могли бы сделать больше на других фронтах.
Афа-баллада. От баллады у композиции нет ничего, кроме длины, монотонности и исторического контента — автор рассказывает о имевшей место 16 сентября 2005 года «акции возмездия» за прыжок правых на левых у метро Комсомольская. Анитифа напали на фашистский клуб «Эстакада». Заметим для порядку, что баллада — это всё-таки изначально чёткая математическая формула, придуманная средневековыми менестрелями, на постамент с которыми наш автор запрыгивает скромно, со второй песни.... Итак, афа-баллада начинается с эпиграфа: Ты рождён, чтобы стоять.
Далее диктуется новый стиль, в котором ближайшие годы будет писаться история субкультуры.
Как-то мы собрались всем нашим мобом
Концерт «Clockwork Times» вальнуть.
И собравшись в метро часов за немного
Мы стали планировать путь.
Мы собрались в парке, сказали «Здорово»,
А Шкобарь был пьян, как пёс.
И как обычно Химик Вова
С собой взрывчатку принёс.
И вот мы, рыл сорок, садимся в автобус
И едем мочить силы зла:
«CWT» в «Эстакаде» получат пизды,
Удача их подвела.
По дороге в автобусе пьяный Шкобарь
Наезжает на мужика.
И разносится в воздухе - жесть - перегар
Мужик чуть не <> слегка.
Но вот наша остановка, пора выходить,
Из автобуса вышел весь моб.
Мы уже все готовы фашистов избить,
Ну а лучше — свести их всех в гроб.
Весь наш моб несётся через мосты,
Гаражи, ну, и просто дворы.
Ты спросил у меня — «Что взял с собой ты?»
«Ничего». «Тогда фаер держи».
И вот мы уже в пяти минутах ходьбы
От места тусовки фашни.
Мы ждем отзвона скаутов наших
Чтобы выдать бонам пиздюли.
Но тут мимо нас проходит фаш
И девку с собой ведёт.
«Хуй ты делаешь тут? Этот район наш!»
Шкобарь на него орёт.
Фаш испугался, кричит: «Я не скаут!»
И просит его не пинать.
Шкобарь еще на него поорал -
Фаш пошел штанишки менять.
Но тут раздался долгожанный призыв:
«Группируемся», крикнул Джей.
Мы построились в пять рядов по восемь щщей
И пошли валить фашей.
И вот мы уже в тридцати метрах идём
И орём «Антифа!».
И я надеюсь, что на моих кедах
Останется кровь врага.
Разжигающим нёсся Пит с дубьём,
С фаерами шёл первый ряд.
Шкобарь орал: «Кто побежит,
Того я отправлю в ад!»
Фашисты тут группироваться стали,
Бутылками в нас целясь.
Но кто-то из нас закричал «Погнали!»
И пиздилка понеслась.
В фашню полетел взрыв-пакет -
Поднялась белая мгла.
Я задействовал фаер
И как рыцарь джедай
Понёсся рубить силы зла.
И тут все фашисты зассали,
И весь их состав зассал:
Тридцатка решила свалить во дворы
И где-то семьдесят - в зал.
И те семьдесят рыл
Создали давку на входе
И с ужасом осознавали,
Что пришло возмездие от антифа,
Про которых в инете читали.
Они все получили крутых пиздюлей,
Их ногами в клубешник забили.
А потом подпалили фаером дверь
И все стёкла нехило побили.
Мы в лучших традициях «Los fastidios»
кричали: «Come on! Come on!”
Но никто не вышел,
Мы решили свалить,
Пока не приехал ОМОН.
Нас всех заебали толпы фашей
И наш состав их концерт накрыл.
Вот баллада о том, как сорок антифашей
Погнали сотню боновских рыл.
Нехитрые рифмы типа «ботинки-полуботинки» должны, видимо, привлечь внимание слушателя к произошедшему. Что же, простота текста это известный приём. Только он иногда даёт обратный эффект. Вспомните, как текст «Всё идет по плану», написанный Летовым как шутка, издевка над примитивным обывательским восприятием мира, стал гимном русского панка. Афа-баллада, к счастью, слишком длинна и сложна для пьяного хорового пения, но тенденция автора к написанию уставных документов понятна и веселит.
Стих про Геннадия второй
Лучше заройся в землю.
Ты теперь гном,
А я белоснежка.
Я уснул мертвым сном.
10 Ом и 22 Ампер.
Заткнись и слушай меня,
Мистер Лысый Хер.
Геннадий Васильевич купил себе десять галер.
10 Ом и 22 Ампер — по 2,2 Ампера и по одному Ому на каждую из 10 композиций, всего 220 вольт, гарантированная смерть, максимум, который выдерживают контакты розетки. Метафоричность, надыбанная автором явно случайно, в данном стихотворении открыта и чиста, как душа протерезвевшего после вечеринки человека. Ом - как единица Сопротивления, Ом - как звук вселенной...
Далее следует усеченное до четырех строк и исправленное «Дорожное танго» Липатова, 46 года изготовления, песня, которая обрела народную любовь.
Кондуктор не спешит,
Кондуктор понимает...
Он понимает, что
Ему спешить нельзя.
Замечаете, как развивается наша страшилка? ГВ идет широким шагом, происходит драка, даётся рекомендация зарыться в землю, стать Кротом то есть, но не спеша, чтобы исчезновение врага было полностью прочувствовано поэтом, читающим парафренный стих про Геннадия (третий) под мелодию из кинофильма «17 мгновений весны»:
Позвольте представиться!
Геннадий Васильевич,
Или просто Антоха.
Разве это плохо?
Нет.
Но кровь на баррикадах остановит,
Не пропустит ментов поганых.
Итак, впервые в волшебной сказке появляются трикстеры — менты. После чего события приобретают совсем уж драматическую окраску.
Три гудочка прогудели -
Все на фабрику бегут,
А легавые сексоты
На облаву идут.
В
эту самую облаву
Наш Ванюшка попал -
Крепко скованный цепями
Он в легавку шагал.
Повели
по переулку -
Кто то крикнул: «Беги».
Десять пуль ему в догонку -
Семь осталось в груди.
На
столе лежит покойник -
Ярко свечи горят.
Это был убит разбойник,
За него отомстят.
Не
прошло и недели,
И прошло и три дня -
Семь легавых забили,
Отомстили за вора.
«Три гудочка» - бллатная
песня 20 годов, известная нам с
раннеанархического детства по фильму
«Интервенция». Правда, шансонье
Борис Сичкин и его супруга пели там
несколько иной текст. А в истории песни существует
даже объяснение смерти «семерых
легавых» - именно столько ментов
убивало воришку-Арончика. Семь палачей
— семь убитых,
логика
ветхозаветного возмездия сохранена.
Но посмотрите как изменены «Три гудочка» на пластинке «ЗаРЕЖь». Герой убегает при аресте и его убивают семью пулями. Не очень понятно, когда рабочий с фабрики из первого куплета успевает к концу композиции переквалифицироваться в вора, но оставим этот момент для следующего исследователя. Вернёмся к разгрываемой драме.
Стих про Геннадия четвёртый
Кто-кто в теремочке живет?
У меня было предположение, что это — Крот.
Но я ошибся.
Напрасно.
Быть Кротом в доме крайне прекрасно,
Но все это порядком опасно.
У Крота есть друг — Яйцо.
У него отсутствуют уши, глаза и вообще всё лицо.
Геннадий Васильевич потянулся и вышел на крыльцо,
Чтобы собрать пыльцу и стать отцом.
Крот съел Яйцо.
И теперь держится молодцом.
Исходя из этого имею полное право
Считать его подлецом.
Как
видите, трагедия произошла. Крот
откровенно перешел в число врагов и
узурпаторов, съев своего товарища, покусившись не только на доверие, но на тело, а
лирический герой получил еще один повод
для крика души. Крик, более чем
непритязательный. Крик — это песня на
стихи Нестора Махно. Претензии автора
понятны, он бодро перепрыгивает с
постамента простого барда-хроника на
тачанку.
Проклинайте меня,
проклинайте,
Если я вам хоть слово
солгал,
Вспоминайте меня, вспоминайте,
Я
за правду, за вас воевал.
За тебя,
угнетенное братство,
За обманутый
властью народ.
Ненавидел я чванство
и барство,
Был со мной заодно пулемет.
И
тачанка, летящая пулей,
Сабли блеск
ошалелый подвысь.
Почему ж от меня
отвернулись
Вы, кому я отдал свою
жизнь?
В моей песни не слова упрека,
Я
не смею народ упрекать.
От чего же мне
так одиноко,
Не могу рассказать и
понять.
Вы простите меня, кто в
атаку
Шел со мною и пулей сражен,
Мне
б о вас полагалось заплакать,
Но я вижу
глаза ваших жен.
Вот они вас отвоют,
отплачут
И лампады не станут гасить...
Ну,
а батько не может иначе,
Он умеет не
плакать, а мстить.
Вспоминайте меня,
вспоминайте,
Я за правду, за вас
воевал...
Дальше нам удаётся заглянуть
на встречу лирического героя со своим
отражением в зеркале. Кого он видит?
Нестора Махно, Чингизхана, Крота-убийцу...
Нет! - внезапная догадка поражает автора
— вдруг он не более чем уже съеденное
и переваренное Мифическим Кротом
существо без собственного лица, враг
народа?
Стих про Геннадия пятый
Сижу и думаю: «Кто станет моим alter ego?
Может, монголы, промышлявшие диким набегом?
Нет. Не пойдёт. Хоть их и много, но их хан — урод.
Может, моё alter ego — тот хан?
Сильно сомневаюсь. Хан — нахал и хам.
Лучше моим alter ego станет мой друг.
Он постоянно угорает, обсирая всё вокруг.
Хотя тоже не пойдет. Лучше альтер эгом будет Крот.
А еще лучше — его друг Яйцо.
Если твое alter ego — Яйцо,
Трудно потерять на публике лицо.
Его вообще сложно потерять -
Даже если пошел с собакой гулять.
Исходя из всех предположений,
Физических напрягов и умственных поражений,
Выявляю, как счётная машина,
Что мое alter ego — народа вражина» ...
«Кто сей подонок?» - раздастся вдруг клич.
Никаких сомнений. Сам Геннадий Васильевич.
Всё, гробик на колёсиках заезжает на нашу чёрную-чёрную улицу и уже невозможно противостоять силам зла. Пропп ликует от совершенства своих формул!
«И вот сижу опять в тюрьме», старая блатная песня, перемещает нас в кубическую реальность заключенного.
Вот сижу опять в тюрьме
Не светит солнце больше мне
На нарах блядь, на нарах, блядь, на нарах
После чего на мелодию великого «Владимирского централа» Михаила Круга «ЗаРЕЖь» кульминационно завершается рассказом о самой неприятной истории последней зимы. О том, как российские антифа ездили противостоять украинскому маршу националистов и о том, что из этого вышло.
Приехал в Киев я,
Со мной мои друзья -
Приехали мы в Киев отдыхать.
Кутили по дворам,
Пизды дали бонам,
За это и решили нас принять.
В метро спустились мы
И в чане кутерьмы
Поехали на секонд угорать.
Наш моб неодуплял,
Что в слежку он попал,
За это нары стало
Нам кровать.
Я в Киеве сижу — щщи разбитые...
Свободой дорожу... Зеки бритые...
А опера мне дело шьют навек.
Хоть невиновен я, друзья родимые,
Но срок мне дал судья - чмо галимое.
Теперь лежит на нарах ПолитЗек.
В вагон метро зашли
И прямо издали
Заметили легавых на хвосте.
За нами мент следил,
В мобилу говорил
И это напрягло безумно всех.
Вагон покинул моб -
За нами мент идёт.
Решили дать легавому пизды.
Удары и жаргон.
Отжали телефон
И после этого делишки стали нелады.
К менту, что был избит,
Подмога уж спешит.
По тапкам мы тогда решили дать.
Кто влево, а кто вправо.
Ментовская облава.
И всё же удалось им нас принять.
В опорку в тот же час
Доставили всех нас -
Катают пальцы, пишут протокол.
Нам хулиганку шьют,
Менты на нас орут.
Мы понимаем — это вовсе не прикол.
Чтоб лучше нас крутить,
Нас всех везут судить
И сутки почти каждому дают.
Пока мы все сидим,
С водою хлеб едим -
На воле мусора нам дело шьют.
А после суток нас
Садят в ментовский ВАЗ
И снова отправляют на допрос.
Опять же опера,
Ментовская муштра -
Но тут мне Паша весточку хорошую принёс.
Пока мотали срок,
Нам Паша всем помог -
Без дела не торчал,
Мутил успех.
Он нам нашел людей,
Чьи связи подлинней
И эти люди за бабло спасли нас всех.
Друзья со всех сторон
Подкинули подгон,
Прислали нам под пять косых бачей.
Вам благодарен я.
Спасибо вам, друзья.
Побольше бы нам всем таких друзей.
Январь 2008, снег, вокзал, лавка, на которой сидит наш товарищ, одетый в тонкую зелёную куртку. Мы не принесли никакой еды, и вообще холодно, но вот он рассказывает и мы слушаем, как всё происходило. И всё время приходят новые люди, узнавшие, что он вернулся, десятки людей...
Марш националистов тогда власти отменили, дело с афа замяли. И остался вот такой диск, наполненный, кроме стихов, ударами и кровью, тревогой сотен антифа из разных стран, следивших за ситуацией и очень осторожно пытавшихся помочь ребятам.
16.05.2008
free