[Список текстов] [Войти]

Любава

     Интервью, взятое hippy.ru у Гены Зайцева для Забрисок 9 сентября 2005 года

Интервью, взятое hippy.ru у Гены Зайцева для Забрисок
9 сентября 2005 года

опубликовано в Забрисках№17

Как бы ты рассказал о начале движения хиппи в нашей стране?

После очередной победы Русской армии в страну сквозь временно разорванный «железный занавес» просочился заграничный ветерок, наполнивший здешний воздух (я говорю о начале 50-х) нездешним джазом, Хэмингуэем и историями о безбилетно путешествовавших на поездах по Америке.

Вдыхавшие нездешний воздух подсели на него. Воздухом был джаз. Ребята двигались по улицам свингующей походкой, одевались стильно, за что и были прозваны большевистской прессой стилягами. Резко отличаясь от своих сограждан, последними они были отвергнуты, их объявили предателями и выродками. А они продолжали свое движение.

Но подсевшему необходима подпитка привычной энергией, в нашем случае испускаемой пластинками. А эти пластинки - с «джазами» и уже с рок-н-роллами - рождались исключительно за «железным занавесом». Вот и приходилось ребятам добывать необходимую энергию у зарубежных гостей, за что их сажали в тюрьмы, всячески репрессировали и назвали фарцовщиками.

От фарцовщиков, загран-моряков, дипломатов и иных «выездных» энергия изливалась на остальных. Так потихонечку движение начало возвращаться на круги своя - по часовой стрелке. Такое движение начало притормаживать существующую государственную систему, вращавшую страну, со времен захвата власти, против часовой стрелки, безмерно обижая этим буравчика.

В середине 60-х движение буквально взорвалось, оглушенное звуками «Can’t buy me love» - это Битлз протянули свою «божественную длань» над миром и мир возрадовался! И если в среде, по крайней мере, питерских стиляг не зазорным считалось развязать драку или поучаствовать в ней, а таскать с собой нож или бритву считалось модным, то под звуки Битлз слетавшие с небес ангелы вручали вновь инициированным - цветы, «предметы силы» мира и любви. Обладание предметом силы – не хухры-мухры.

Новая энергия, новая питательная среда, заменила стиляжное самоутверждение на хипповое самопознание. Самопознание вдруг показало, насколько человек одинок в этом мире. Одинокие стали искать себе подобных: стали зажигать сигнальные огни на башнях, ставить опознавательные знаки.

К концу 60-х – началу 70-х знаковость проявилась в подпольной литературе, авангардной живописи и андеграундной музыке. Благодаря движению, разрозненные одинокие знаки, подчиняясь центробежной силе, неизбежно начали формировать Систему. И это была другая Система, мы говорили: «У них своя система, а у нас своя». В лозунге же «Залюби систему насмерть» подразумевали, конечно, их систему.

При достижении определенной скорости вращения Система, во избежание исчезновения в «водовороте», резко притормаживала, и накопленная ею энергия выплескивалась в разные стороны в виде самиздата, подпольных выставок художников, рок-концертов. Таким образом, опровергая пресловутого буревестника и утверждая, что и в покое есть движение!

Видимо, всплески были настолько яркими, что на них слетались все новые и новые мотыльки. Движение ширилось и росло, Система крепла. (Правда, на тот же свет слетались и летучие мыши, пожиравшие отважных мотыльков; налетчики были «слепые», и Свет, как таковой, им был не нужен.)

Горят глаза так странно у летучих мышей,
У каждой в лапках скомкано по чьей-то душе,
Они приносят души мне на праведный суд,
И каждый раз мне страшно,
Что мою они возьмут
(Ленинград, гр. «Мифы», Сергей Данилов, 71 г.)

Вместе с энергией передавались и имеющиеся в ней стремления. Так, если, к примеру, Битлз говорили о наркотиках, о Любви, о мире без границ, о Махариши Махиши, о Кришне, о Будде, о дзен-буддизме, о Сальвадоре Дали, о вьетнамской войне, то обо всем об этом нам хотелось тут же узнать, ко всему этому приобщиться.

Так, со второй половины 70-х приоритетными направлениями мозговой и духовной жизни Системы стали все философии мира, какие только известны, начиная племенем Тумба-Юмба и заканчивая тремя основными (христианство, буддизм и ислам). А в начале 80-х в страну через железный занавес проникли Толкиен с Карлосом Кастанедой, и всех так накрыло, что я боюсь даже дальше рассуждать об этом.

- Быстро ли люди прибывали в движение? Многие ли присоединялись?

Смешно и весело обо всем этом говорить. Шуму и треску системщики, тусовщики, хиппи произвели в стране столько, сколько, наверное, производит встревоженное стадо слонов, продирающееся сквозь джунгли. На самом же деле, действия Системы были очень похожи на действия отряда Че Гевары – малая группа завоевывала страну. И ведь действительно, появившиеся в самом конце 60-х годов на территории Советского Союза хиппи, к примеру, в Питере из, скажем, 50-60 человек центровых составляли человек пятнадцать. Из тех, кого ежедневно можно было видеть на Центре.

Примерно до 75-го года их количество колебалось от 10 до 20 человек по городу. Самый благодатный период для хиппового движения – 75-78 гг. Количество хиппи варьировалась в зависимости от прессинга со стороны властей, и в самый жесткий 1980 год, в Питере, составляло всего пять человек. При этом количество системных не уменьшалось, а вне зависимости от прессинга все возрастало и возрастало (по статистике комунного движения в 85 году через Гауя прошло около 200 человек из тех, кто разъезжал по стране), поскольку существовала определенная данность: «Это человек не хипповый, не тусуется, но врубается покруче некоторых старичков», такой человек истари считался и назывался системным.

- Ощущал ли ты непрерывность присутствия хиппи в этой стране? Некую преемственность?

Меня уже спрашивали об этом. Для меня все очень просто: в нашем кругу хипповый антураж, как ни странно, где-то с 77 года, хотя и оставался знаковым, но стал вторичен. Первичным и главенствующим являлось отношение к существующей действительности, духовное состояние человека, согласие в видении целей и средств к их достижению. Исходя из этой всегдашней позиции, конечно, я ощущал присутствие хиппи всегда. При ответе на вопрос о преемственности я тяжело вздыхаю и задумываюсь, а смогут ли стать нашими преемниками «китайские эмигранты и прочие гастарбайтеры». А если мою страну заставят вступить во ВТО, боюсь, я перестану понимать слово "толерантность". Подобно Джону Леннону, заявившему в семидесятых: «…раньше я был абсолютным пацифистом, теперь я не отрицаю самозащиту...» Что касается того времени, преемственность шла непосредственно от Битлз, ибо музыка была и остается основополагающим моментом.

- "Наркоман" - слово-ярлычок, которое ушлые люди навешивают на хиппи. Насколько это, по-твоему, объективно с их стороны?

Изначально в Москве преобладал лозунг «Sex, Drugs & Rock’N’Roll», а в Питере – «Love, Peace, Freedom, Happynes». И любовь в Питере понимали как Всеобъемлющую, в Москве также, но в большей степени как плотскую. В Питере было строгое разделение на хиппи и наркоманов. Хиппи либо не допускали, либо выдавливали последних из своего окружения, поскольку считалось, что Движение и наркотики – вещи абсолютно невзаимосвязанные. Наркомания существовала со времен Египта и американских индейцев, а наше Движение возникло в середине 60-х.

- Менялись ли убеждения хиппи со временем?

Что касается убеждений, то если они в тебе изменились, то ты уже не хиппи, сколько бы ты на себя фенечек и заплат не навешивал. Мне кажется, что изменения имели личный, а не общий характер, видимо, в идеале они допустимы но исключительно в сторону добра.

 

https://hippy.ru/left/gena/inh.htm