Любава
Есенинская легенда
Вопрос на конференции АиФ . Любава Малышева / 04.04.2009 12:16
Ваши книги - прекрасные книги - "Окуджава" и "Пастернак" вышли в ЖЗЛ
по соседству с малопрофессиональной книгой "Есенин" Куняевых,
наполненной антисемитскими, гомофобными, националистическими
высказываними ("Из 10 голосовавших было лишь двое русских... Такие, как
этот Мельничанский, - портные, часовщики, зубные техники...стали
занимать государственные посты. И неважно, что ... Володарский или Карл
Радек плохо говорили по-русски. Попробовал бы кто-нибудь в то время
упрекнуть их в этом!" "Клюев, как и Кузмин с его окружением, как и
многие молодые поэты из "Бродячей собаки" и "Привала комедиантов", был
подвержен пороку, весьма распространённому в культурной элите той эпохи:
содомскому греху....(абзац о том, как Клюев гладит Есенина по голове)
Есенин оказался в дурацком положении..... но и потакать Клюеву - он,
молодой красивый юноша со здоровыми мужскими инстинктами, - конечно же,
не мог....Скорее всего Есенин отстоял себя от болезненных притязаний
собрата, и именно это позволяло ему с добродушным смехом относиться к
клюевской патологической слабости") и прямыми оскорблениями поэтов и
общественных деятелей (цитаты: "легендарной истеричке Марии
Спиридоновой", "салонной дряни Гиппиус", о книге Мариенгофа: "вопль
всеми презираемого графомана", о выступлении поэтов: "отборная мерзость
Шершеневича, Мариенгофа" и т.п.). Как вы относитесь к такому соседству
книг?
Почему стал так низок уровень критики у редакторов серии ЖЗЛ?
И, в принципе, что вы скажете о попытках сделать из Есенина "русскую национальную идею"?
Волнует ли вас целенаправленная дискредитация поэта
"есениноведами"-националистами (которых множество)в глазах подрастающего
поколения? - понятно, что люди постарше Куняевых читать не станут, они
еще помнят про "могилу майора Петрова" и нападки на Высоцкого.
Ответ. Быков Дмитрий Львович / 06.04 18:07
Я сейчас главный редактор журнала «Что читать». Для меня это
болезненная проблема, я человек с довольно выраженными взглядами на
вещи, хочется думать, с ярко выраженными качествами, должен проявлять
толерантность и рецензировать то, печатать отрывки из того, пятого,
десятого. Сейчас выйдет новый номер, к примеру. Там есть один отрывок из
книги, которая мне нравится, один из книги, которую терпеть не могу, и
одни – которую я вообще не стал бы печатать, если бы моя воля. Но мне
приходится это делать, потому что круг читателей широк, и все мы разные.
Я вам новый номер рекомендую, потому что он ваши вкусы взбудоражит,
вызовет интеллектуальную реакцию.
Что касается книги отца и сына Куняевых о Есенине. Я не стал бы с
порога так резко накатывать на младшего Куняева. Ему принадлежит весьма
недурная книга «Русский беркут» о Павле Васильеве, о нем у нас мало
написано, а ведь он большой поэт. Куняевы проделали большую работу, у
них такие взгляды. Это вещь неподсудная и критике неподлежащая. Это
такие люди. Мы все время думаем, что наши убеждения – результат
свободного времени. Нет, это вещь антропологическая. Это во многом
результат того, что вы родились в такой-то семье в свое время, результат
национальной и местной принадлежности. Для меня человек значит столько,
насколько он от этого отойдет, насколько он преодолеет, что ему дано.
Куняевы, наоборот, считают главной заслугой следование этим
моментностям. Это антропологическое различие. Вы не вложите им другие
мозги, они такие люди. Несмотря на то что мне тоже отвратительны
антисемитские вещи, которые там есть. Насчет гомофобных неуверен, потому
что как раз в отношении Клюева, такого демона в есенинской биографии,
эта книга довольно толерантна. Клюев – великий поэт, хотим мы того или
нет.
Я считаю, что делать из Есенина народного героя довольно странно,
еще страннее провозглашать его великим поэтом, потому что наряду с
блестящими достижениями, как «Пугачев» или «Сорокоуст», у него есть
довольно слабые вещи, например, почти вся «Москва кабацкая» - это,
по-моему, довольно плохая лирика, не поднимается выше обычного уровня
российской кабацкой лирики. Есенин – это такой недо-Блок, поэт с
замечательной потенцией, который во многих отношениях вторичен по
отношению к тому же Клюеву и Блоку, во многих отношениях перепевает
себя, иногда не думает о форме и так далее. Это поэт с гениальными
задатками, который не сформировался в гения. Тем не менее, как сказал
Борис Стругацкий, мера терпимости и мера состоятельности общества
проверяется тем, как оно относится к отвратительным явлением, а не тем,
как оно относится к прекрасным, насколько оно умеет быть терпимым к
плохому. Поэтому книга, пусть даже плохая, всегда должна
приветствоваться. Нам надо радоваться, что у нас есть эта биография,
потому что она позволяет по отношению к ней как-то определяться.
Любава Малышева
Есенинская легенда
Издание пятое. Книга закрыта.
Читатель скорбит, выжимая платок.
Печальна основа единой молитвы.
Уж как тяжелы вы могильные плиты -
А всякий стремится добавить венок.
...Стога пережевывая по травинке
Запарились стойла больших городов.
Приехал поэт из рязанской глубинки
(На поезде, правда) и спел по старинке
Великую песню про страшных жидов.
Его окружали космополиты -
Крепили оплот и сжимали кольцо.
Сквозь призму чистейшей российской пол-литры
Он видел как многоголовая гидра
В стакане звенит и дрожит холодцом.
Какие-то жены (всё больше еврейки)
Мешали поэту. Он пламенно пел:
"Евреи во всём виноваты, поверьте.
Еврей вездесущ, кровожаден, бессмертен"
Пять раз эту песнь продала ЖЗЛ.
Жиды окружали и продолжали
Дышать, подозрительно выжидать.
Они наживались на каждом скандале.
Поэт же все знал и ругал изначально
Евреев и даже еврейскую мать.
Что дальше случилось с отчаянным малым?
Издал ли трехтомник? Нашел ли приют?
Примерно за двести страниц до финала
Я, можно сказать, даже подозревала,
Что эти евреи Серёжу убьют.
Убили! Как вовремя сделана книга!
Как спаян с тальянкой коричневый нимб!
Распяли Христа - обошлось ли без Бриков?
Чапаев утоп - у него же, смотри-ка,
На шее евреи повисли! И криком
Заходится космос - лампадку у лика
Евреи украли - Гагарин погиб!
Смеркается ночь мировой закулисой,
Еврейские звезды выводит на круг.
Ульянов подорван. Царь-батюшка близок -
Приветствуй любителя расовых чисток,
Индийских крестов, православных потуг.
Не очень понятно, причём тут Есенин.
Тор Штайнар1, хоругви, молитвенный тризм.
По щучьему - традиционно - веленью,
По КПРФ-овскому вдохновенью,
О, автор нетленки, пиши продолженье,
Прими от зигующих благословенье
И взращивай дальше неонацизм.
18 апреля 2009
_______________________
1 Тор Штайнар — немецкая марка одежды с весьма
скандальной репутацией. Использует стилизацию под традиционную военную
форму времён третьего рейха, в качестве логотипов используeт символы
рун, знаки рода и символы нации. Свастика не используется, так как
запрещена немецким законодательством. Периодически фирма подвергается
судебным преследованиям: за пропаганду фашизма, разжигание
межнациональной розни и т. д.