Любава
Bored to Death
Эпиграф 1
Правильный
блог должен быть тематическим. Это залог успеха. Набегает постоянная
аудитория - скажем, любители морской капусты или розовощеких малышей, и в
тесном кругу клуба по интересам автор и читатели пребывают в состоянии
счастливого переливания из пустого в порожнее.
Когда я только
пришла в жж, у меня сразу возникла проблема избыточности и
противоречивости тем, о которых я думаю. После некоторых записей
десятками удалялись фрэнды (или приходилось удалять с десяток злобных
зрителей). Я разлила сообщения на три группы - быт, хиппи (хиппи -
благодатное поле, многие проблемы можно рассматривать в контексте хиппи
субкультуры), веганы и создала для двух сфер интересов сообщества. Потом
вообще пришлось снести и журнал, так как некоторых героев моих
размышлений перестала устраивать лично я.
После восстановления
журнала предприняла попытку писать только про стихи. Но появился Берген.
Берген был изгнан в отдельное сообщество. Затем его судьбу разделил
Омский палач. Веганское сообщество, фэйртрейд сообщество, сообщество
Нины Искренко и сайт хиппи.ру давным-давно тихонько посапывали отдельно.
Но и теперь меня не устраивает тот контент, который остался. Потому что
чертовы радикальные идеи пробираются в мой мир. И я просто не могу от
них избавиться.
Например, я хотела бы написать, что американцы
сняли великолепный сериал "Bored to Death" ("Смертельно скучающий" в
русском переводе). Но я просто не представляю, кому будет интересно
читать мою рецензию. Я бы, скажем, могла адаптировать своё восприятие
кинофильма для людей, не похожих на меня. Или поставить ссылки. Или
вообще забить. И тогда никто не придет в ярость. Не удалится и не
напишет нечто такое, после чего дальнейшее общение станет невозможным.
Кстати, комменты могла бы отменить.
А вот что я напишу - как если бы я рассказывала о кино своему отражению в зеркале (а кстати это вариант).
Эпиграф 2
В
то время, как с русских экранов рыгает продавец обуви Гена Букин, на
американцев смотрят печальные глаза писателя-неудачника, начинающего
детектива Джонатана Эймса. Есть такой затасканый штамп "канализационная
культура". Так вот ничего лучше для обозначения облака идей, в котором
пребывает средний россиянин, я не нахожу. Принято считать, что данное
облако - это идеи, которые должен усвоить "нормальный мужик",
"нормальный патриот", "нормальный пацан" ("нормальная баба").
Что
такое, например, правильная семья? Демонстрирующий гиперсексуальность
мачо-дегенерат, ярко-накрашенная слабоумная самка + два умственно
недоразвитых ребенка. Это сериал Букины. Это нормальная российская
семья. В то же время, что смотрели чуть раньше американцы? Скажем, "Секс
в большом городе". Свободные женщины, которые живут как им вздумается.
Однако и в концепции "Секса в большом городе" не всё было честно. И
появился протестный сериал "The L World" - "Секс в другом городе". И он
бы в принципе мог устроить человечество, придерживающееся левых
взглядов, если бы, как и все фильмы прошлого, он не эксплуатировал
биполярный половой стереотип. Красотка Шейн МакКатчен, увы, ты -
устаревшая модель.
Основная часть
Нашла пару рецензий на "Смертельно скучающего" 1 2
- они довольно четко описывают главных героев и сюжет, но ни слова не
говорят о том, что это сериал долгожданный в смысле соответствия
кинотела реальности. Сюжеты эпизодов - это современная жизнь. А не
миллионные копии "Домостроя". Действительные проблемы обывателей
западного мира. Мужчины в фильме немужественны с "нормальной" точки
зрения. Они (кто бы мог подумать) думают, переживают, чувствуют,
страдают, плачут, выстраивают отношения - это не железобетонные герои
без страха и упрека. Женщины тоже больше напоминают живых людей, а не
клонов Даши Букиной.
Проблемы, которые попали в сценарий - они
настолько нетрадиционны для российского восприятия, что вначале даже не
веришь своим глазам - ну неужели сняли фильм про настоящую жизнь? Про
то, что есть на самом деле? Неужели где-то на планете люди уже не должны
на телеэкране воспроизводить маскулинность, феминность, ненависть,
жестокость, высокомерие? Неужели есть зритель, который не будет
страшиться,что его дискредитирует просмотр подобного кино.
Вот,
навскидку, самые невоспринимающиеся с учетом российской реальности
сюжеты. Двое лесбиянок просят сперму у художника-карикатуриста для того,
чтобы завести ребенка. Полицейский нанимает детектива, чтобы скрыть
свои походы в бдсм-клуб.
Аланон, органик, марихуана, квир, йога,
веганство - всего лишь фон сериала. Понимаете, фон? То, что у нас
радикально и невыносимо для общества, в Америке привлекло внимание
миллиона зрителей канала НВО.
Суть сериала - вы не поверите, но
это не оскорбление и высмеивание героями друг друга - сотрудничество,
сопереживание, содействие. Проблемы манипулирования, ньюансы
взаимоотношений, внутриличностные конфликты. Такие непривычные модели -
ни тебе концепции врага, ни призыва душить всех, кто не ты, ни
восхваления чрезмерного насилия. В общем, не наше кино.
Также в
этом фильме мне понравились эротические сцены. Только не подумайте, что
там и вправду есть какие-то сцены секса. Нет, ничего такого, камерные и
тактичные намёки, намётки, ощущение, что оператор закрывает нам глаза
рукой: " - Частная жизнь, ребята". Ничего пошлого и гадкого. Но
разнообразие даже в сценах секса нельзя не отметить. Вот, для
корректного сравнения, убогий эротизм сериала "Тюдоры" - обязательная
голая согнутая женская нога, вид сбоку. Лишь только герои "Тюдоров"
начинают целоваться - можно делать ставку насчет следующего эпизода.
Еще немного основной части
Пятая
серия первого сезона - русская. В сериальной песне, равно как и в одной
из серий, упоминается матрешка - russian doll. Мне кажется это
непосредственноеупоминание России весьма четким указанием на конфликт
варварского и цивилизованного мира. В этой самой пятой серии мы
встречаем как раз наших слабоумных Букиных, правда, слегка
подкорректированных. Изуродованная косметикой и декольте певичка энд
бандиты - вот русский мир, с которым сталкивается начинающий детектив
Джонатан. Джонатан, разумеется, терпит поражение, ибо варвары побеждают
на коротких дистанциях всегда.
Про наркотики
Что
касается запаха марихуаны, который пропитывает "Смертельно скучающего" -
герои фактически всегда под воздействием веществ - то авторы фильма
переходят на новый уровень представлений общества о наркотиках. На
деле-то в Америке поболе употребляют психотропов, чем это показано в
фильме. Если вспомнить "Страх и отвращение в Лас-Вегасе" (с поправкой на
сорта пав), то нельзя не отметить различие социальной эффективности
героев времен молодости Томпсона и нынешней компании Эймса. Томпсон
радикален в своем желании противостоять норме - во всём: от состояния
сознания, до последней буковки текста. Джонатан Эймс радикален в своей
толерантности. В попытках быть толерантным. В способности извиниться -
когда извиниться нужно. Если в "Страхе и отвращении" наркотики -
соль, теперь они неэпатажны, тривиальны, засюжетны.
Завлекающий абзац
В общем, если кто-то после этого еще сохранил желание поглядеть лучший современный сериал - приветствую это начинание.