Екатерина Бахренькова
Мама – анархия
Любава Малышева — хиппи, веган, активистка, правозащитница, писательница, исполнительница собственных песен. После окончания школы Любава поступила в медицинский институт и стала психиатром-наркологом. Потом Любава серьезно увлеклась движением хиппи и создала самый значительный ресурс о хиппи – hippy.ru.
К концу учëбы в институте, проработав по специальности, Любава поняла, что работать врачом так, как это принято в России, не сможет. В московскую квартиру Любавы приезжали сотни людей, там устраивались концерты и выставки, снимались фильмы и готовились акции протеста. Зоозащита, веганство, права меньшинств, антивоенные, анархистские, антифашистские акции, «Еда вместо бомб» — про всë это Любава писала на сайте и в блогах.
Сейчас Любава живёт в норвежском городе Бергене, её сыну Терентию 6 лет.
Этот разговор состоялся до начала активных протестных движений, связанных с выборами в России.
Как ты оказалась в Норвегии?
Зимой 2009 года в Москву по фнб-линии (фнб — Food Not Bombs — Еда вместо бомб — прим.) приехала Даша из Беркли. Тогда же в город съехались фнб-шники из разных городов. Это было очень интересно для всех — познакомиться, обменяться информацией о своей работе. ФНБ — это кухня, но не только кухня, которая кормит голодных и революцию. Это кухня, где готовят революционеров.
Даша пригласила меня приехать в Америку. Оказалось, что с моим пустым загранпаспортом (давно нигде не была) и без справки с работы я никуда поехать не могу. Надо было посетить Европу несколько раз. Я открыла наугад сообщество «Куда едем», выбрала первое попавшееся сообщение. Это была поездка в Исландию. Я поехала в Исландию.
На площади Рейкъявика я познакомилась с норвежцем белорусского происхождения. Сейчас мы переехали в Берген.
Чем ты занимаешься в Норвегии?
Я веду хозяйство, сижу с ребенком, пишу стихи и рассказы, рисую, учу норвежский и английский. Это скучная жизнь.
Ещë ты много пишешь о Бергене и жизни в Норвегии.
Интеграция сложна. Я веду блог «Бергенский заяц», в котором пишу обо всем, что встречаю в Норвегии — чтобы тем, кто переедет потом, было полегче. Иногда я думаю, что из текстов блога можно сделать книгу. «Бергенский заяц» уникален в смысле информации о городе и быте горожан. Когда-то мне было удивительно встречать в Москве людей, которые знали про hippy.ru. Теперь то же самое повторяется с «Бергенским зайцем». Я с кем-то только знакомлюсь, а человек давно читает мой блог. Ну и, конечно, там я пишу о протестах, на которых бываю.
Против чего протестуют норвежцы?
В Норвегии молодёжь социально активна. Даже малыши умеют выступать
на митингах. Ничего не боятся, высказываются. Детей с собой на акции
берут все, у кого они есть. Привозят в колясках, даже если идет дождь.
Каждый день в студенческих зданиях идут социальные собрания
и на центральных площадях постоянный движ — за страны третьего мира,
против участия детей в войне, акции красного и зеленого (норвежского)
креста, за права беженцев.
В Бергене проходит прайд (Pride parade — Парад гордости — прим.). А в Осло — квир-неделя. В марте — феминистская неделя. Первомай. 8 мая расклеиванием плакатов отмечается женская историческая ночь. Это бывает только в Бергене и Осло. А Еды вместо бомб в Бергене нет, последняя бесплатная кухня закрылась. Вообще, в странах, где есть возможность влиять на политпроцесс с помощью уличных акций, всё очень похоже.
Ты можешь сравнить протестное движение в России и в других странах?
Можно охарактеризовать российские протесты одним словом — они скучные. Они пронизаны безнадежностью и безынициативностью. Они всегда авторитарны. Еле живое анархо-сообщество — несколько сотен человек — бегает неуловимыми демонстрациями по Москве.
Ну и всё. В Америке на улицы выходят миллионы, студенты штурмуют здания университетов, приковываются наручниками к дверям, блокируют кампус. В общем, чтят традиции Джерри Рубина. Это я рассказываю про Университет Беркли, где была как раз в дни протеста против неразумной социальной реформы. В подвале одной из коммун люди рисовали транспаранты. Приносили простыню, брали кисточку, писали свою идею. Студенты, которым грозило исключение. Никто им не диктовал, что писать. В общем, это было не так, как в России. И потом целые города выходили на улицы и шли маршами.
В Беркли есть Народный парк, захваченный хиппи еще в 69 году, работает клиника для бедных, Еда вместо бомб, есть инфошоп — анархобиблиотека и анархоинтернет. Беркли по-прежнему центр всемирного антивоенного движения. Рядом, в Сан-Франциско, есть гей-район Кастро, проходит ежегодный трехдневный прайд, есть музей ЛГБТ (ЛГБТ —собирательный термин для обозначения лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров — прим.). В Сан-Франциско мы участвовали в передаче пиратского радио, рассказывали про Россию, ставили российскую музыку.
В России протест очень молодой. Но я видела, что люди очень недолго могут участвовать в акциях. Год-два и они сливаются в обычный мир, становятся законопослушными, испуганными животными. Этого нет в развитых странах. В Сан-Франциско есть анархорадио. Его ведущий — хиппи-правозащитник, которому более 70 лет. Его же я видела на демонстрациях и на фнб. И вообще в Европе, Америке, Скандинавии много возрастных активистов. А в России протест не прирастает, люди не удерживаются. Остаются в протесте только какие-то проблемные персонажи.
Любава в Москве 1 ноября 2007 года во время подготовки акции “Еда вместо бомб”
В Москве во время беременности и после появления Терентия ты продолжала активную деятельность и ходила на акции?
Пока могла — ходила. Опасные вещи пришлось свернуть. Вообще этот период — первые годы жизни малыша — было трудно, никто, кроме родителей не помогал. В наши дни ребенка воспитывают мама-папа, в лучшем случае присоединяются бабушки-дедушки или старшие дети. Но так быть не должно. Большая разновозрастная семья — десятки взрослых и десятки детей — это, на мой взгляд, то, к чему обществу следует стремиться.
Что тебя особенно впечатляет в устройстве норвежского общества?
Люди относятся друг к другу с уважением. Они радуются друг другу. Они живут с ощущением безопасности. Они верят в выборы. Они платят налоги. Они живут на зарплату. Норвежские отцы участвуют в воспитании детей. Норвежские законы действуют. У людей есть социальные гарантии. Права человека в Норвегии уважают. Это может впечатлить после России?
В России всë совсем безнадëжно?
Если бы у меня оставалась надежда, что там еще что-то можно переменить, я бы не уехала. Я не доверяю лидерам того протеста, который остался. Показательно в этом смысле дело омского палача. Прошел год с тех пор, как началось расследование — и где они, российские борцы за права человека?
Людям в России ничего не нужно. Их устраивает бесправие, им нравится власть, нравятся фашисты. Даже если что-то делать — я не знаю, для кого. Это давно страна уже русского марша.
Ну конечно есть много тех, кому это нужно. Мне кажется, что людей не то чтобы устраивает быть бесправными, они просто не ощущают себя бесправными, в том смысле, что не понимают, что у них есть права, не ощущают свою значимость и не имеют привычки думать по-своему. И нужно как-то расшевелить людей.
В этом смысле меня очень впечатлил формат норвежской акции “Женская историческая ночь”: вечером 8 мая активисты обклеивают стены города плакатами с изображениями выдающихся с их точки зрения женщин, при этом плакаты обычно не содержат никаких призывов и объяснений, а клеятся с целью напомнить об этих женщинах, чтобы они присутствовали в жизни города.
Мне кажется, это такой формат может сработать в России — когда человек видит информацию, но от него не требуется мгновенного включения в какое-то действие, мгновенного оценивания и реакции. Причём важно, что эта информация не в виде лозунгов. Просто информация, просто какие-то факты. Вдруг на улице.
Формат «говорящего города» — но это же было всегда. В Москве огромное количество политических граффити, плакатов, стикеров. Это не действует на слепых. Пока не обращаешь внимания человека: — А видишь этот стикер? — никто и не замечает. Люди не привыкли задумываться и искать. Непонятный символ? Он так и останется непонятным и будет раздражать обывателя.
Вот мне кажется, что не воспринимают именно из-за того, что там политика. Люди не смотрят на забор, потому что там либо про гениталии, либо про политику. Помнишь, был такой городской сумасшедший в метро, который писал аккуратным почерком на стенах вагона стишки? Вот такого, по-моему, не хватает. Чтобы уйти от стереотипа, что на стенах пишут какие-то тупые хулиганы и моральные уроды, и приличному человеку читать надписи на заборах не стоит.
Приличный человек — это не то, к чему следует стремится. Проблема современного общества именно в приличных людях. Которые слишком воспитаны, чтобы быть свободными. Идея в том, чтобы делать что угодно, как угодно, но только чтобы отличаться от приличных людей.
То есть революция повседневности. Ты вообще веришь в действенность таких революций?
Ну я же так живу. Повседневная революция — это осознанное отношение ко всему, что делаешь. Это чистить зубы этичной пастой, сортировать мусор, экономить электричество и воду, беречь природу, отказываться от лишней жестокости, выбирать фэйртрейд, органик, быть веганом, быть честным, отстаивать права человека, быть креативным, быть свободным.
Если человек понимает революцию только как некий всплеск активности, во время которого будет убит тиран — он обманывает сам себя. Чтобы изменить строй надо изменить людей. Изменить каждый может только себя самого. У призывающих к кровавому бунту всегда кровавые привычки.
А чем бы ты занималась сейчас, если бы осталась в Москве?
Если бы я была в Москве, я бы по-прежнему раздавала бы «Еду вместо бомб» на вокзале, писала бы песни протеста, печатала бы листовки, ходила бы закрашивать фашистские граффити, на демонстрации анархистов и антифашистов. Потому что строить баррикады мне там по-прежнему было бы не с кем.
Но не все строят баррикады. Даже при понимании того, что происходит что-то не совсем правильное. Какие ещё ты видишь способы менять социальную действительность в России?
Например, делать маленькие собственные организации, объединяя жителей одного дома, одного квартала. Перестать бояться. Учиться быть самостоятельными. Воевать за каждого человека, которого пытается пожрать власть. Примыкать к любому нефашистскому протесту. Любить друг друга. Читать Джерри Рубина и Кропоткина.
Муми-тролли грибники, рисунок Любавы. Картинки нарисованы в подарок одноклассникам Терентия
Оставим в стороне политику. Ты любишь рисовать муми-троллей. Чем они тебе так симпатичны?
Муми-мир — свобода, самоосознание и одиночество. Высокое искусство и высшая нравственность — одно и тоже. Невозможно написать гениальный текст без хорошего слуха, чувства правды. И этот же хороший слух не позволяет игнорировать происходящее вокруг; помогает понять себя. Туве придумала великую историю потому что была неравнодушной.
Кто хочет изменить мир — должен писать не радикальные манифесты, а сказки. Сказка эффективнее политической агитки. Сказка воспитывает ребенка. А со взрослыми людьми говорить бесполезно. Их убеждения незыблемы.
Янссон прожила 45 лет вместе с художницей Тууликки (Ту-Тикки) Пиетиля. Странно, что не все замечают очевидное: Муми-дален — территория нестереотипной любви.
Когда рисуешь муми-троллей — хорошо думается про права человека.
Плакаты с Янссон были на бергенской женской исторической ночи 8 мая 2011 года. Один из них я наклеила.
Любава рядом с плакатами женской исторической ночи 2011 г.
Из сделанных Любавой на этой стене наклеены плакаты с Фаиной Раневской,
Джоан Баэз, Агатой Кристи, Анной Павловой, Анной Политковской, Туве
Янссон, Лесей Украинкой.
Думаю, попытки обнаружить среди моих интересов что-то никак не связанное с социальными идеями, обречены на провал. «В поцелуе рук ли, губ ли»…
Но я всё-таки попробую. Вот выращивание цветов, например. У тебя очень вдохновляющий зелёный балкон в Бергене! Тут тоже есть социальный подтекст?
В детстве у меня была коллекция кактусов. Разумеется, потому что они колючие, агрессивные. Потом я избавилась от цветов. Было мало свободного времени и мало сил.
Мы остались в Норвегии из-за разных бытовых причин. Оседать так скоро не планировали. Приехали на пару месяцев — купить квартиру и сделать ремонт. Мастер к концу срока ремонта и не начал. Потому мы подали документы на вид — исключительно чтобы не потерять деньги. И, пока шло рассмотрение документов, почти год, жили в неизвестности. Ожидая отказа каждый день. Не могли путешествовать — это, конечно, самое сложное. Всякие социальные блага — врачи — учителя норвежского — детсад — были для нас недоступны. Но это можно было решить деньгами.
А цветы. Цветы мы купить не могли, потому что если бы нас выслали, мы бы могли год провести вне Норвегии — притом, что квартиры в Москве уже не было. В общем, хоть я искренне не люблю цветы, как только мы получили документы, я поехала и купила немного цветов. И это было просто символическое обозначение того, что нас оставили в покое люди, которым нужны границы, зоны влияния, учет крепостных. Я смотрю на них скорее как на доказательство того, что в этот раз система не смогла победить нас.
А ещё тебе нравится Агата Кристи и ты собираешь ложки…
Я собираю недорогие и необычные ложки — странной формы или со странными функциями. Детективы — потому что они показывают, что свидетель, судья, следователь могут ошибаться. И что полицейская, судебная, тюремная системы — напрасная трата времени исполняющих роли полисмена, судьи, тюремщика и также напрасная трата денег налогоплательщиков. Разве у вас, когда вы смотрите детектив, не создается впечатление, что если поблизости от места преступления не оказывается Эркюль Пуаро, наказан будет невиновный? Снято не так много кинофильмов про абсурдность смертной казни. Но детективы восполняют этот пробел.
Норвежские ложки для соли из коллекции Любавы
Действительно, у меня никогда не возникало таких мыслей по поводу детективов. Несколько лет назад ты искала детские книжки, которые не содержат насилия над животными, жестокости в целом. Такие книжки вообще нашлись? Я пыталась читать старшему сыну русские сказки — почти в каждой неадекватная и бессмысленная агрессия.
Никаких. Все книжки прошлого жестоки. Нужна новая литература.
Ты поэтому начала писать книжки для своего ребёнка сама?
Настолько прямой связи нет. Просто теперь сказок стало больше. А лирических стихов меньше, скажем прямо — ноль.
Твой сын Терентий уже давно читает книжки сам. Ты как-то специально с ним занималась?
С Терентием с самого рождения занималась бабушка. Каждый день. Она вообще занималась им больше, чем я. Потому что она любит развивать детей. Когда-то ей выдавали грамоты за организацию детского досуга.
Я же думаю, что детям вообще не надо ничем, кроме игр и прогулок, заниматься. Уж точно не надо учится читать так рано.
Однажды я купила книжку Дмитрия Быкова, положила ее рядом с кроваткой и Терентий прочел «Пастернак». Это было первое слово, первое прочитанное им при мне.
Это сколько было Терентию?
Это было в 2007, я посмотрела, когда вышла книжка. Я покупала
ее в дни премьеры. Около двух лет ему было, но он не начал с тех пор
как-то резво читать, нет. Чтение самостоятельное началось не раньше
трëх.
Терентий исключительно много читает. С ним вообще не надо говорить
на тему чтения. Надо только вовремя приносить новую пачку книг.
Чтение у нас самый эффективный способ родительского шантажа. Если другие дети поддаются только на какие-то материальные блага, Терентию достаточно сказать: — Ты можешь читать сколько угодно, если ровно в 18:30 будешь в муми-пижаме сидеть в кровати.
Он рано-рано идет в школу — к восьми, потому должен рано ложиться — знакомые норвежцы сказали, что дети должны в этом возрасте хорошо высыпаться, мы попробовали и ребенок стал лучше себя вести.
Впрочем, даже если Терентий очень хочет почитать подольше, засыпает он почти сразу. Думаю, после этого интервью он будет ругаться.
Из-за чего ругаться?
Из-за того, что им пытаются управлять. Пусть не в своих целях, но всё же.
Какие у вас с Терентием любимые книги?
Насчет того, что у Терентия любимое — я не знаю. Если я спрошу его сейчас — он назовёт то, что читает. Сейчас это «Мадикен и Пимс». Из писательниц я бы выбрала Туве Янссон и Астрид Линдгрен. Но их выбрали все дети мира.
Терентий, вернувшись из шведского сказочного парка Юнибаккен, за пару дней прочел всю Пеппи.
А из твоих текстов что у Терентия любимое?
Терентию очень нравится слушать истории про нашу семью. Больше всего их вместилось в «Тараса и Миколку». Ему любопытно узнавать, почему написан тот или иной рассказ. Узнавать, что с его предками происходили такие забавные истории. Что дедушка, когда был маленьким, чуть не замерз в снегу, что его тётки не могли сосчитать поросят, а мама ехала на велосипеде около кладбища и от ужаса разбила трехлитровую банку молока.
Для Тараса и Миколки я выбирала сюжеты по одному критерию: всё это должно было происходить с родственниками в возрасте Терентия. В возрасте 5-7 лет.
Вчера я написала рассказ про пионерский лагерь, и он пришел в восторг от того, что его мама в детстве на кого-то выливала ведро воды и пряталась в шкафу, чтобы словить вора. А уж песня про дельфинёнка вызвала точно такое же восхищение, как у меня когда-то.
Да, это самое интересное для детей — настоящие истории! Что ещё интересного есть у Терентия?
Одну книжку мы сделали сами — распечатали и сшили обложку. В ней мои стихи для Терентия, книжка о правах животных, чужой текст о безопасности в школе и текст о правах ребенка. Обложка у книги из брезента, на обложке корова, телёнок и к специальной петельке привязан самый настоящий маленький колокольчик.
Терентий насмотрелся на то, как я печатаю самиздат — он когда-то сам приклеивал диски к журналу «Вместе» — и издает газету для муми-троллей. У него там есть и хроника автопроишествий, и события культуры, и фото. Это крошечные газетки размером с детскую ладонь.
У Терентия свой книжный шкаф. Там живут Муми-Тролли, Карлсон, Пеппи, Эмиль, Смешарики, Губка Боб, Кастор, Груффало, Мемули, Сири, Червячок Игнатий, Крокодил Гена. Ещë много стихов, энциклопедий, журналов. Есть четыре книги на тему «Как я появился на свет» — для маленьких детей.
Это очень интересная тема. Что это за книги?
Могу порекомендовать две книжки. Катерина Януш и Мерви Линдман «Как я появился на свет». И секс-экнциклопедия для детей 5-8 лет «Откуда я взялся?».
В первой — потрясающие картинки, отличный перевод. Эта книга должна быть у каждого. Авторы очень простыми словами («головастики», «краник», “дырочка”,”сумочка, где лежит ребенок«, «еще один папа», гениальная фраза: «они делают это, потому что им приятно и чтобы завести ребенка») рассказывают детям о любви, о взаимоотношениях взрослых, о беременности, о близнецах, об ЭКО, о кесаревом сечении, о стадиях развития ребенка, о родах, об ответственности за ребенка, о разводе, о приемных родителях и о том, как сложно заботится о малыше.
Вторая книга, книга Вирджини Дюмон, значительно уступает книге Януш и Линдман. Она крошечного формата (будто в ней нечто стыдное, что следует скрыть) написана взрослым языком — «заниматься любовью», «сперматозоид», «яйцеклетка», «половые органы», «половое развитие», «свадьба», «церковь» (приводятся четыре изображения различных церквей), «регистрация брака», «старость», «развод», «государственные организации». В ней есть текст про дружбу между детьми (насколько это похоже на любовь), генеалогическое древо и аиста .
Терентий с посудой из музея знаменитого корабля “Фрам” (“Вперёд!”)
Мне кажется, что книга о сексе не должна быть у ребенка единственной. Нужно, чтобы ребенок мог сравнить, находить подтверждение прочитанному, чтобы на одна и та же тема была рассказана разными словами.
Мы с Терентием смотрели видео о том, как он появился на свет. И он был очень удивлен, что это всё происходит таким образом. Вообще он с удовольствием изучает историю собственного развития в фотографиях и видео.
Многие думают, что детям не следует знать о сексе. Но все дети встречаются с проблемными взрослыми, пугающими их около школы или того хуже. Ребенок должен знать, что его тело принадлежит только ему, должен знать, чему и как противостоять, знать, что такое нормальный секс и для чего секс вообще нужен. Иначе ребенок может стать жертвой насилия.
А детские книги на другие серьёзные темы — о правах человека, правах ребёнка, правах животных какие-то можешь посоветовать? Что ты думаешь о книгах из проекта Людмилы Улицкой «Другой, другие, о других»?
Я знаю про этот проект, но еще не купила книг. Советовать? Ничего не могу посоветовать. Ребенок учится, глядя на родителей. Запоминая, как они относятся к цирку, дельфинарию, рыбалке, бойне.
Впрочем, взрослый тоже учится, глядя на других взрослых. Как объяснить человеку, что такое веганство? Позволить посмотреть, как ты живешь. Что ты правда ешь только растения и обходишься без тестированной химии. Что у тебя правда нет мехов и шерсти. Книжки в этом помогают мало. Лучше один раз увидеть. Я много пишу о своей жизни для того, чтобы люди поверили в возможность отказа от бессмысленного насилия.
Как-то мы с друзьями придумали веганское шоу «Горшочек, вари». Мы неделю фотографировали всё, что ели и выкладывали в сеть. Каждый рассказывал немного о себе. Такие проекты популяризуют идею лучше прочего.
А как ты объясняешь Терентию, когда в книгах, в фильмах у положительных героев встречаются какие-то неэтичные моменты? Например, когда Кастор печёт пирог, он туда и масло кладёт, и яйца.
Терентий знает, что есть смесь «ноу эгг» и растительное масло. Он знает, что мы заменяем компоненты. Когда Терентий и бабушка пекли пепперкакехус — пряничный рождественский домик, здесь все их пекут — они придумали веганский рецепт.
Терентий читает много разных книг. И критикует сцены насилия. Он видит даже то, на что я бы не обратила внимания.
Насчет фильмов Терентий тоже не просит комментариев. Он знает, что есть древние люди и современные. И что у древних плохие привычки.
Но вот ведь и сейчас есть люди, которые не заменяют никакие компоненты, носят мех и кожу, это тоже древние люди?
Главное, чтобы ребенок понимал, что все люди разные и что человеку надо сначала попытаться рассказать о том, что мучить животных плохо. Потому что люди могут и не знать. Также я говорю, что не все люди могут понять и принять такую информацию.
А пряничный домик у норвежцев какой-то особенный? Поделись вашим рецептом!
Думаю, все пекут эти домики примерно одинаково. Смешно было, когда мы переводили инструкцию к форме для выпечки с разных языков, и получались разные пропорции. Можно вполне обойтись и без формы. Но тогда домик сначала надо сконструировать из картона.
Этот домик был испечен к 1 ноября — дню вегана.
Тесто: 300 г мягкого коричневого сахара, 200 мл золотого сиропа или патоки, 100 г подсолнечного масла, 1 ст ложка корицы, 2 ст ложки тертого сырого имбиря, 200 мл воды, 1 ст ложки пекарской соды, 900 мл муки. Всё смешать. Консистенция теста должна быть плотной. Завернуть в пекарскую бумагу и поставить в холодильник на ночь. Раскатывать тесто слоями3-5 ммна бумаге, вырезать нужные формы, готовить на 200 градусах 5 минут. Склеивать растопленным сахаром. Посыпать сахарной пудрой и кокосовой стружкой.
Местные дети пекут домики для огромного рождественского пряничного городка. Бабушка и Терентий собираются участвовать в этом году.
Конечно, пепперкакехус сложно отнести к здоровому питанию. Я лично такое не ем. Но думаю, что Терентию можно съесть один-два домика в год. Раз уж в остальное время он кушает только органическую, экологическую и прочую занудную еду. Даже шоколад выходного дня у него веганский, фэйртрейд и органический.
Норвегия наверняка райское место по сравнению с Россией в отношении таких продуктов?
Как и в России, хорошие продукты прилично стоят. Некоторые вещи нельзя купить ни за какие деньги. Например, южные помидоры и хорошее оливковое масло.
Зато вегану тут легче. Минус дискриминация, плюс эрзацы. Сегодня приезжает бабушка и мы к ее приезду купили два веган-пирога в магазине Кинсарвик. Это магазин здорового питания, который выглядит так, как веганы представляют себе рай. Там есть стеллаж бытовой химии, где есть все товары фирмы Эковер, две стены заняты нетестированной и неживотной косметикой, отдел витаминов и биодобавок, отдел зерновых и семян, отдел орехов и сухофруктов, фэйртрейд шоколада, органического варенья и соков, безглютеновых товаров, протеиновых смесей, есть морозильники с многими сортами веганского мороженого, пицц, тортов, вегетарианских котлет и сосисок, диетические хлеба, отдел органического фермерства и витрина с заменителями молока, сыра, мяса, колбасы, линейка тофу, майонезов. В общем, мы там постоянные покупатели.
Терентий в возрасте около двух лет на даче
Ты сама веган, твой ребёнок веган с рождения. Как твои родители отнеслись и относятся в этому? И вообще к твоей социальной активности?
Честно говоря, мне все равно, как и кто относится к тому, что я делаю. Полагаю, что среди моих многочисленных родственников нет ни одного человека, который бы не считал, что я должна жить как все обыкновенные люди. Когда родился Терентий, моя мама тоже стала веганом. Потому что иначе я бы не доверяла ей ребенка.
Жёстко. И как мама себя чувствует веганом?
У неё снизились верхние цифры давления при кризах, она забыла, что такое постоянные приступы пиелонефрита. Она похудела. Если бы она еще немного изменила диету, здоровье бы восстановилось значительнее. Но я устала проповедовать. У женщин нашей семьи по материнской линии наследовались проблемы с суставами. В моем возрасте у мамы уже были деформированы все мелкие суставы кисти. У меня всё в порядке и это лично меня очень радует.
В общем, я не знаю на самом деле, что она чувствует, но со стороны мне кажется, что у нее в лучшую сторону изменилось качество жизни.
Мне очень понравилась твоя идея писать Терентию утренние письма. Расскажи, с чего это началось?
Я хотела спать подольше утром, потому что был период, когда я рисовала по ночам картины, а спасительная утренняя бабушка была в это время в Москве. Терентий приходил и будил меня рано-рано. Тогда я стала класть около дверей его комнаты письмо. На чтение листка у него уходило много времени. Я старалась использовать много непонятных слов. Буквы были не печатные, а письменные. Художественная ценность целью не была. В общем, письмо было призвано затормозить его на чуточку. В общем, пока сохли слои краски, я писала письма. Не рисовать не получалось. Просто не могла уснуть, пока не нарисую картину.
Сейчас он встает в семь, чтобы пойти в школу, и мы живем иначе. У него остается мало времени на игры дома. Как приходит из школы, так бежит играть в свою комнату или на улицу.
Расскажи про норвежскую школу.
Норвежские сады и школы уделяют внимание физическому развитию ребенка, здоровью. Дети проводят много времени на улице. Сегодня, например, класс идет в поход к подножию горы Ульрикен. В передаче «Доброе утро, Норвегия» последний месяц выступают родители, которые делятся секретами приготовления школьного завтрака.
Многих родителей-эмигрантов смущает какой-то «не тот уровень» норвежских садов, школ, институтов. Но это как раз правильно, что дети много рисуют, танцуют, играют, гуляют на свежем — тут правда свежий — воздух. Прогулка в школьном дворе это лазилки, прыгалки, катание на машинках и велосипедах, лежание в луже. Зачем мучать малышей чтением и прописями — если они не хотят ничего подобного и прекрасно печатают на компьютере? Кто-то умер от того, что научился выводить буковки позже? Прописи скоро вообще перестанут преподавать. Школа должна учить общению и взаимодействию.
Я вообще против коллективного единообразования. Так что меня очень устраивает норвежская школа.
А есть в Норвегии требования к детям при поступлении в школу? Должны они обязательно уметь читать и умножать, как требуют в Москве?
Конечно, нет. У нас в классе есть плохослышащие, плоховидящие ученики и дети иностранцев — которые говорят только на родном языке. Вообще школа-то только началась. И я ничего толком рассказать про школу пока не могу.
Было занятие «рисование картинки для обложки». Обложку надели на тетрадь.
Затем отправились пешком — в жилетах с катафотами — в развивающий научный комплекс «Хочу знать» (потрясающее место, где даже взрослый откроет для себя много нового). Там они делали маленькие парашюты и играли с ними. Затем они ели и гуляли.
Детям в этот день задали нарисовать что-то из событий дня в той самой тетради с новой обложкой. Терентий изобразил, как он делает парашют и как парашют улетает на балкон соседа Вульсберга.
Покупать для школы ничего не надо. Ни формы, ни праздничной одежды. Нам посоветовали купить более прорезиненный комбез, что мы и сделали тот час же. Мы из тех родителей, кто поощряет сидение в луже.
Терентий уже хорошо говорит по-норвежски? У него появились друзья-норвежцы?
Появились друзья во дворе. Частично они из школы. Друзья вызывают его гулять криками. Летом они вместе пускают пузыри, ездят на велосипедах, прячутся в мусорном сарае и едят бананы, которые я спускаю с балкона на веревочке. Детям для общения язык не так важен.
На норвежском он если говорит, то без русского акцента. В основном он учит язык в школе. Мы потихоньку говорим ему значения разных слов — например, когда смотрим мультфильмы на норвежском или читаем норвежскую книжку. Иногда он переводит лучше меня, иногда забывает то, что прежде переводил.
Не думаю, что это первостепенная задача. Выучит потихоньку. Главное, чтобы он научился по-норвежски взаимодействовать с другими людьми.
Любава (из взрослых крайняя слева) и Терентий (из детей второй слева) со своими норвежскими друзьями
Взаимодействовать по-норвежски – это как?
Норвежцы, которых я знаю — все улыбаются, обнимаются при встрече, доверяют друг другу. Однажды мы после одного антифашистского концерта помогали ребятам разбирать конструкции сцены и видели, как происходят конфликты и работа по-норвежски. Они самые обычные люди. Просто более воспитанные. Наши соседи также очень доброжелательные.
Дети, выходя на улицу, гурьбой ходят из дома в дом, то к одному, то к другому из ребят в гости. Такая неожиданная открытость даже меня шокирует.
В этом году мы путешествовали по Европе на машине с целью узнать, развалится ли наша машина. Когда мы оказались за границами Норвегии — мгновенно почувствовали за другими людьми отвратительное недержание дистанции при общении. Люди могли толкнуть и нахамить, не считали нужным извиниться. Это после года в Норвегии (безвыездно) было выдержать сложно. И чем далее мы продвигались в сторону бедных стран — тем более возрастали негативизм, недоброжелательность, нечистоплотность. На обратной дороге на первой же норвежской заправке нас встретил добродушный приветливый продавец. И мне кажется, что это не взаимоуважение возникает от богатства. Наоборот, только уважая других, люди добиваются успеха.
У норвежцев существенные социальные гарантии от государства. Но не мешает ли такое сильное участие государства в жизни граждан развитию солидарности в обществе? Как в Норвегии с взаимопомощью? Вот эта дистанция, про которую ты написала, не мешает людям реально помогать друг другу?
Как в появляется социальная гарантия? От изначально высокой ответственности граждан. Не государство участвует в жизни граждан, а граждане управляют своим государством. Логично, не так ли?
В Норвегии высокие налоги. И это сознательное решение норвежцев, они согласны платить много потому, что их устраивает результат.
Когда случается катастрофа, колоссальные деньги люди собирают без всякой указки свыше. Например, через Красный крест. Когда была катастрофа в Японии, все несли деньги в Йоханнескирху. Там шли концерты и там стояли коробки для денег. И так происходит всегда — люди собирают деньги сами.
Ты полностью очарована страной, но в Норвегии, понятно, есть свои проблемы, острый вопрос с антиисламскими настроениями, проходят протестные акции, ты сама рисуешь карикатуры на норвежскую жизнь, довольно едко комментируешь происходящее, и эта недавняя дикая история с расстрелом людей в молодежном лагере.
Никакого острого вопроса нет. 12 нацистов на город — это не остро. Неподалёку живет легендарный фашист, the most notorious metal musician of all time, отсидевший за убийство и подозревавшийся в поджоге Фантофт-кирхи. Он осудил Брейвика (Брейвик — обвиняемый в террактах на норвежском острове Утойя и в Осло летом 2011 года, 77 человек убито, 97 получили ранения — прим.).
То, что я не очарована — совершенно точно. Мне тут скучно и холодно. Я люблю путешествовать и переезжать, видеть новое, сравнивать, рассказывать об этом людям. Всякая страна имеет особенности. Есть такие вещи, которые может заметить всякий — чистый воздух, чистая вода, цветы и деревья повсюду, улыбки людей. Это не купишь в Москве ни за какие деньги. А Брейвик… Да по России такие бегают стадами.
Ты с Терентием все волнующие тебя политические и социальные темы обсуждаешь?
Конечно, Терентий немножко в курсе событий — но больше потому, что взрослые между собой что-то обсуждают, а он слушает. К тому же он читает мои блоги. В России я однажды брала Терентия на безопасную акцию «Еды вместо бомб».
Здесь Терентий очень переживал за судьбу Марии Амели — мы все переживали. Здесь он присутствовал на крупной акции против расистов, держал плакат вместе с другими детьми антифашистов. Много говорила ему про Брейвика и про голубой камень, к которому бергенцы приносили цветы. Не думаю, что Терентий очень хорошо всё понимает, но надо хотя бы немножечко говорить с детьми о правах человека. Иначе ничего в мире не изменится. Когда я хожу на акции, происходящие вечером, он всегда говорит: «Я вырасту и смогу ходить с тобой».
Подростки обычно проходят стадию отрицания родительских ценностей. Ты как-то уже придумала, как действовать, если Терентий через несколько лет начнёт бунтовать против вашего образа жизни?
Через несколько лет я сама начну бунтовать против нашего пассивного образа жизни. Всë пытаюсь отдалить этот момент.
У меня всегда в жизни все очень непредсказуемо.
Дополнительные интересные ссылки:
Сайт Любавы (статьи, песни, стихи, рассказы)
Любава показывает, как рисовать персонажей Туве Янсон.
Стихи о животных, полные непонятных слов и непростых тем, вошедшие в утренние письма Любавы Терентию.
Текст о молодёжных субкультурах — составлен из статей Любавы на учительском форуме, опубликованных с целью дать учителям представление о том, что интересует их учеников.
Он-лайн газета «Бергенский заяц»
Сайт Хиппи.ру
ЖЖ Любавы