[Список текстов] [Войти]

Любава

    Копенгагенские выставки: Дерево свободы

Опубликовано 08.03.2015 11:00
http://www.svoboda.org/content/article/26874359.html

Короля Дании Кристиана X чаще всего вспоминают в связи с обещанием надеть желтую звезду в том случае, если нацистские оккупанты предпишут евреям сделать это. Кристиан X был необычайно прогрессивным руководителем страны. Именно в годы его правления – разумеется, благодаря серьезному давлению левых партий и гражданских активистов – были проведены социальные реформы для защиты граждан от безработицы и нищеты, появилась бесплатная медицина, страна избавилась от колоний и сделала шаг в сторону гендерного равноправия.

5 июня 1915 года двадцать тысяч нарядных датчанок вышли на улицы Копенгагена, чтобы поблагодарить Кристиана X за утверждение новой Конституции, закрепляющей за женщинами право голосовать. А на следующее утро по всей Дании сажали деревья, так называемые Женские Дубы, Дубы Конституции или Дубы Свободы. Церемонии проходили в очень торжественной атмосфере, в присутствии тысяч людей.

Может быть, феминистки хотели посадить плодовые деревья, но по рассеянности купили другие саженцы? Лопаты, лейки, комья земли – пристало ли настоящим борцам за права пачкать перчатки в земле? Интересно порассуждать о том, почему суфражистки решили отпраздновать свою первую серьезную победу таким странным способом.

Можно вспомнить, что во времена, когда леса были естественными святилищами, любое дерево воспринималось как могущественное явление, окутанное облаком поверий. Дуб был символом активного мужского начала, деревом северного верховного небесного правителя – бога грома и бури, известного у разных народов под именами Зевса, Юпитера, Перуна, Тора или Донара. Но сакральность – не единственная и даже далеко не первая причина, по которой религии (см. мамврийский дуб), общественные движения или власти, утверждающие себя во владениях северного бога-громовержца, с давних времен и до сих пор старательно вплетают дубовые листья в свой венок. Даже формальное приобщение к древней дубовой традиции автоматически увеличивает капитал легитимности любого начинания.

Исторических деревьев на земле предостаточно, среди них много дубов. Лес Нордсковен на датском острове Зеландия известен своими старыми дубами, самый древний из которых (1500-1900 лет) называется Королевским. Датчане сажали дубы в честь отмены крепостного права (1788) и в память о датско-прусской войне 1848-1850 годов.

Деревья были "посредниками" в достижении или увековечивания общественных и личных событий во многих культурах. Что делал 26 мая 451 года полководец Вардан Мамиконян перед самой значительной битвой в истории Армении? Он... сажал дуб. Останки этого старейшего европейского дуба можно наблюдать и в наши дни, в области Тавуш в Армении. Вардан погиб, а восстание было подавлено, но Сасаниды понесли огромные потери и не смогли насильственно обратить армян в зороастрийскую веру. У нас нет никаких оснований утверждать, что дуб помог Вардану Мамиконяну победить врагов. Но говорить, что дуб не помог, значило бы противоречить тому, что произошло на самом деле, не так ли?

Следом за святым Варданом шел святой Бонифаций, который тоже не мог обойтись без дубов, однако предпочитал не сажать их, а рубить. Под топором Бонифация в VIII веке с целью упрочения фундамента христианской веры рухнул германский священный дуб на севере Гессена, близ Гайсмара. С той же целью в XIV веке Великий магистр Тевтонского ордена Винрих фон Книпроде расправился с прусским священным дубом в Ромове. Традиция так или иначе использовать силу и/или символичность дерева реплицировалась несмотря на активность религиозных дровосеков. Суды короля Людовика – тоже, между прочим, Святого – устраивались именно под дубом, под Дубом Правосудия (XIII век).

В XX веке патриархальные боги "покорились" женщинам нового времени

Сначала восстающие против установившегося порядка народы попирали символы верховной власти, а затем стали использовать их в свою пользу. Знак менялся – деревья росли. Во время французской революции (XVIII век) дубы превратились в памятники, символы преемственности, свободы и надежды. Под ними произносили клятвы, сжигали и подписывали документы. Американские аболиционисты в 1861 году основали под дубом школу для освобожденных рабов. Через два года учителя и ученики собрались под школьным деревом, чтобы послушать линкольновскую "Прокламацию об освобождении рабов". Так в Хэмптоне (Виргиния) появился Дуб Освобождения. В XIX веке в Германии было высажено множество императорских дубов, а один из них, кайзеровский дуб в берлинском районе Фриденау, через четыре года после посадки был изуродован протестующими социалистами (1883) и заменен новым растением.

Таким образом, использование датскими феминистками саженцев было всего лишь частью непрерывной и понятной людям прежних эпох традиции, включающей в себя и утверждение истинности принятого закона, и восхваление земного правителя, и самовозвеличивание, и становление демократических идеалов нового времени. Так в XX веке патриархальные боги "покорились" женщинам нового времени и "согласились" обеспечить успешность нового начинания.

Дерево Свободы Ютты Байсен-Мюллер, председателя Женского общества Дании, было посажено с учетом лучших традиций священных рощ – на одном из самых высоких датских холмов, который называется Химмельберг. Дерево стоит на холме и сейчас. На камнях ограды написано "5 июня 1915 года, датские женщины, Дуб Конституции".

Но что предшествовало этому праздничному событию? Историю датского суфражизма рассказывает юбилейная выставка "Пионеры женского движения Дании: 21 портрет", проходящая в центре гендерных исследований KVINFO в связи с грядущим столетним юбилеем получения женщинами права голоса.

Выставка в библиотеке KVINFO
Выставка в библиотеке KVINFO

KVINFO – сокращение от køn viden information forskning, что по-русски звучало бы как "гендер – знание, информация, исследования", а по-датски заключает в себе также игру слов, kvinde (женщина), kvinfo (информация о женщинах). Читателям, считающим феминизм социальной девиацией, будет интересно узнать: центр KVINFO имеет национальный статус, находится в здании Королевской библиотеки, располагает крупной коллекцией тематической литературы и занимает одну из ведущих позиций в общемировом движении за гендерное равноправие.

Черно-белые портреты первых феминистов были привезены в KVINFO из Женского музея Орхуса (да, есть и такой музей). Я занималась изучением материалов, связанных с выставкой, чтобы найти ответы на три вопроса: кто? как? почему? Мне было интересно узнать, кто именно представляет многотысячную армию датских суфражисток на праздновании столетнего юбилея движения, какие методы ими использовались и как многообразие направлений деятельности, а также личная одаренность каждой активистки способствовали общественному прогрессу, как персональная жизненная ситуация влияла на политические приоритеты активистов.

Кто? Как? Почему? – 21 история, 21 портрет

1. Ютта Байсен-Мюллер (1837-1927)


Ютта Байсен-Мюллер (1837-1927) - та самая, что посадила один из тридцати феминистских дубов, была... женой сельского пастора. После смерти мужа 55-летняя мать одиннадцати детей решила применить свой жизненный опыт для решения глобальных задач. Она занялась общественными проблемами, считая ключом к переменам всеобщее образование. В очень важный период, в период борьбы за избирательное право, Байсен-Мюллер стала председателем Женского общества, лидером движения и непревзойденным агитатором. За первые 23 года своего существования Женское общество привлекло тысячу человек, а к концу шестнадцатилетнего председательского срока Ютты число активисток возросло до 7 тысяч. Появились и другие популярные женские организации – датский Женский совет и другие.

Байсен-Мюллер руководствовалась девизом "Если вы не можете победить – присоединяйтесь", и это привело к конфликту с более радикальными активистками и к потере председательского поста. Однако Ютта Байсен-Мюллер и по сей день известнее всех прочих председательниц Женского общества, она дольше всех продержалась на руководящей должности важнейшей женской организации Дании. Во время празднования 80-летия Ютты был основан образовательный грант для студенток. Видимо, потом датчане осознали, что сильно поторопились с чествованием "Матери Ютты" и еще через 8 лет вручили ей государственную награду – золотую медаль "За заслуги" перед страной.

2. Телеграфистку Матильду Фибигер (1830-1872) часто называют первой феминисткой Дании, поскольку именно она стала создательницей первого романа о гендерном неравенстве. "Двенадцать писем" были напечатаны в 1851 году под псевдонимом Клара Рафаэль. Это история о молодой гувернантке, конфликтующей с провинциальными обывателями и решившей посвятить жизнь движению за освобождение женщин. Литературный талант Матильды/Клары был оценен по заслугам, но радикальные идеи "Двенадцати писем" подвергались нападкам критиков. Двадцать лет было юной писательнице, двадцать лет прошло с момента издания книги до создания организованного женского движения. В 1970 году в Дании учредили премию Матильды – за борьбу с гендерным неравенством.

3. Первой женщиной-агитатором, путешествовавшей с лекциями по истории, литературе и женскому вопросу, стала писательница, поэтесса, учительница Паулине Фредерикке Ворм (1825-1883). Паулине выросла в необычной семье: ее отец-священник вел активную общественную работу, публиковал радикальные политические тексты патриотического содержания, выступал за свободу печати и преследовался цензорами. Воспитанная в духе свободомыслия девятилетняя Паулине потребовала от своего дяди-депутата выступить за всеобщее избирательное право. В литературных трудах Паулине развивала идеи суфражисток. После выхода романа Матильды Фибигер "Двенадцать писем" Ворм выступила с критикой этого произведения. Паулине считала, что путь к эмансипации лежит не через духовное освобождение, а через обучение, образование, работу и финансовую независимость. Время показало, что правы были и Ворм, и Фибигер: нельзя лететь с одним крылом, нельзя извне освободить человека внутренне несвободного. Паулине Ворм сорок лет работала учительницей, была соосновательницей многих образовательных и общественных учреждений, говорила о важности обучения на родном языке.

4-5. Датское Женское общество было основано в 1871 году как филиал международной женской Association Internationale des ​Femmes. Учредителями считаются Элизабет Оухтерлони, Тэги Йохансен, Каролине Тестман и Матильда Байер (1840-1934). Невозможно рассказать историю Матильды Байер, не упоминая ее мужа и единомышленника Фредерика Байера. Личный и политический союз Матильды и Фредерика оказался необычайно плодотворным. Они воспитали шестерых детей и потрудились над тем, чтобы создать для своих детей справедливое общество. Писатель Фредерик Байер (1837-1922) был одним из основателей пацифистского движения, председателем Международного бюро мира. За решение вопроса шведско-норвежской унии в 1908 году Фредерик получил Нобелевскую премию мира. Проявляя редкое умение признавать чужие заслуги, Байер считал, что его Нобелевская премия – награда за его совместную с Матильдой работу. Фредерик Байер удостоился места в датском феминистском пантеоне за помощь в развитии идей освобождения женщин и за практическую помощь в создании Женского общества, первой председательницей которого стала Матильда.

6. Всего два мужчины удостоились чести быть названными пионерами феминистского движения Дании. Вторым, после Фредерика Байера, стал журналист, литератор и библиотекарь Рудольф Эмиль Элберлинг (1835-1927), входивший в состав совета Женского общества и работавший с первыми документами организации.

7. Любовный союз двух художниц изменил взгляды датчан на место женщины в искусстве. Революционерок от живописи звали Марие Люпляу (1848-1925) и Эмилия Мундт (1842-1922), они были неразлучны всю жизнь, но в галерею славы попала только Марие, автор очень известного группового портрета суфражистов Fra kvindevalgretskampens første dage. Люпляу выросла в семье священника Дэниеля Карла Эрхада и суфражистки Лине Люпляу, была известна не только как художница, но и как журналист. Дополнительную дозу свободомыслия Марие получила во время поездки в эмансипированный Мюнхен. По формальным причинам (запрет на рисование обнаженной модели для женщин) Марие и Эмилии было отказано в приеме в Королевскую художественную академию. Пара много путешествовала, вела борьбу за гражданские права, возможность образования, доступность стипендий и участие в творческих объединениях для женщин.

8. В 1888 году Художественная академия сдалась и отменила гендерные ограничения для студентов. Всего через семь лет была проведена первая Женская выставка, на которой были представлено 4500 экспонатов. Переосмыслив идею World's Fair в Чикаго (1893), европейские женщины продемонстрировали свои достижения в области спорта, образования, карьеры и искусства. Кроме феминисток в оргкомитет входили далекие от фемкругов аристократки и жены бизнесменов, что создавало определенные идеологические сложности в период подготовительных работ. Тем не менее событие прошло успешно и принесло значительный доход. Деньги были потрачены на создание существующего и поныне копенгагенского Женского дома. Душой Женской выставки была состоятельная образованная феминистка, хозяйка салона для интеллектуалов, популярная писательница и драматург Эмма Гад (1852-1921). Она работала во многих женских обществах, создавала профсоюзы, была редактором радикального журнала, получила золотую медаль "За заслуги" в 1905 году. Самая известная книга Эммы Гад – про этикет.

9. Художница Кристиане Константин-Хэнсен (1848-1925) также приложила массу усилий для проведения Женской выставки. Кристиане выросла в известной творческой семье и считала образование лучшим средством для освобождения женщин. Она создавала феминистскую моду и участвовала в важном проекте по восстановлению гобеленов королевского дворца Фредериксборг. Кристиане Константин-Хэнсен в течение трех лет была членом совета датского Женского общества и два года работала в коллективе, запустившем в рамках борьбы за трезвость замечательный проект "Кофейная тележка".

Тура ДэвидсенТура Дэвидсен

10-11. Продавщица кружев, бизнесвумен, филантроп и многодетная мать Тура Дэвидсен (1853-1919) посвятила жизнь борьбе за женское избирательное право. Она одной из первых отказалась от патриархальной модели взаимоотношений в коллективе, создавала рабочие места для женщин и даже организовала обеды для своих сотрудников. Тура неустанно занималась организацией труда и быта женщин в составе разных общественных организаций, участвовала в открытии Женской кухни для малообеспеченных. В конце жизни Дэвидсен превратила свой бизнес в акционерное общество и назначила директором племянницу. Еще одна успешная бизнесвумен, благотворительница и политическая деятельница Вильгельмина Рейруп (1860-1933) работала на ключевых постах в организациях взаимопомощи труженицам и в горсовете, баллотировалась от консервативной правой партии. Перед смертью Вильгельмина основала фонд для финансовой помощи горничным и фонд защиты животных.

12. Просветительница Шарлотте Клейн (1834-1915) с 12 лет поддерживала феминистские идеи. Она провела детство в провинции и хорошо знала, что такое информационная изоляция. Шарлотте работала в Женском обществе с момента его основания, стала первым председателем Женской ассоциации чтения. Сейчас в это сложно поверить, но были времена, когда публичных библиотек не существовало и чтение было одной из мужских привилегий. Наступит время, когда требования современных феминисток будут восприниматься как естественные права. Люди, почивающие на лаврах чужой победы, будут говорить: "В чем смысл движения за равноправие? Ведь никто никого не ущемляет! Что вы говорите? Было время, когда люди не получали денег за репродуктивный труд? Да быть такого не может!"

13-17. Большая часть активисток, которых чествуют в год столетнего юбилея движения, работали со словом профессионально. Литератор и стенографистка Элизабет Грундтвиг (1856-1945) была редактором журнала "Женщина и общество" и перевела книги шведской феминистки Сельмы Лагерлёф на датский язык. Историк литературы и учительница Ида Фэлбе-Хэнсен (1849-1922) работала в Женском обществе чтения и стала первой женщиной-магистром скандинавской филологии в университете Копенгагена. Писательница Гуритэ Лимке (1866-1945) писала идеологические тексты, затрагивала в своих книгах темы женской сексуальности, эмансипации, табу, идеологические противоречия. Гуритэ написала историю датского Женского общества к сорокалетнему юбилею и основала локальное историко-топографическое общество. Перу Астрид Стампе Феддерсен (1852-1930) принадлежат тексты "Женский вопрос" и "Можно ли разделить женский вопрос и вопросы морали?". Астрид также была президентом Женского общества, а после принятия закона о всеобщем голосовании занималась законом о браке. В сфере интересов Феддерсен было справедливое решение имущественного и детского вопросов. Журналистка Каролине Софие Тэстмен (1839-1919) была соосновательницей, казначеем и председателем Женского общества. Отец запрещал Каролине учиться, она особенно остро относилась к теме всеобщего образования, основывала школы и боролась за право на профессиональное обучение для женщин. Перед смертью Каролине Софие Тэстмен учредила фонд помощи студенткам.

18. Большинство пионеров датского фемдвижения были весьма состоятельными и уважаемыми в обществе людьми, осознающими важность социального инвестирования. Андреа Северине Сессе (1805-1898) была дочерью "самого ученого священника в Дании", женой министра юстиции и матерью семерых детей. А также активисткой Женского общества, Женской ассоциации чтения, борцом за юридическое равноправие и первым подписчиком журнала "Женщина и общество". Андреа – как и многие другие активисты с выставочных портретов – опровергла теорию о том, что стрессы сокращают продолжительность жизни, и в 90 лет удостоилась звания почетного члена Женского общества.

19. Мария Йельмер (1869-1937) работала для создания Национальной лиги за женское избирательное право, основала и возглавила местное отделение “Интернациональной женской лиги за мир и свободу”, занималась законом о равной оплате труда в госсекторе, законом о супружеском равноправии в отношении детей и имущества, законом о регулировании детского труда. 

20. Больше всего армия просветителей нуждалась в учителях, воплощавших на практике идею о всеобщем образовании. Сколько было их – безымянных передовых женщин, забывающих о себе, работающих для идеи, для лучшего общества. Учительница Анне Брун (1853-1934) боролась за образование для женщин, за равные с мужчинами условия труда и заработную плату. Была активисткой датского Женского общества и Общества защиты нравственности и морали.

21. Представьте себе: до 1921 года образованием руководили только мужчины! Первой женщиной на посту директора школы стала Элиза Петерсен (1876-1932), политик и феминистка из Орхуса. На посту директора Элиза продержалась 8 лет, и на самом деле это было финалом ее общественной карьеры. Начинала же Элиза Петерсен с организации бесплатных столовых во время войны, учреждения регионального Женского общества, устройства детских садов, с требований о государственном финансировании школ.

Из XXI века работа активистов прошлого кажется титаническим трудом. Верили ли они в свою победу или просто не могли жить иначе? Солидарная борьба первопроходцев, бескорыстность и финансовая независимость многих лидеров привели к тому, что – по сравнению с 1880 годом – человечество значительно продвинулось в понимании равенства прав.

Библиотека KVINFOБиблиотека KVINFO

Выставка "Пионеры женского движения Дании: 21 портрет" располагалась в коридоре гендерной библиотеки. Читальные залы я тоже посетила, и если вы хотите взглянуть на полки с книгами, то вам следует начать с первого стеллажа и двигаться мимо обложек до тех пор, пока ваши силы и терпение не иссякнут. А еще вы можете скачать продолжение истории, книгу о столетнем победном шествии феминизма по Датскому королевству. Книга называется "99 розовых слонов". Между прочим, слон – это тоже очень важный символ для датчан. Но из соображений гуманности сегодня про слонов я рассказывать не буду. Хватит с вас и дубов.

Любава Малышева – гражданский активист, фотограф-документалист, живет в норвежском городе Берген

Автор благодарит Лену Грунтову и Йело Вёрмина за помощь в написании текста