[Список текстов] [Войти]

Любава

    Портрет товарища Землячки


07 сентября 2016

Женская историческая ночь – акция ненасильственного прямого действия, целью которой является возвращение женских имен в пространство города, истории, культуры. Акцию придумали радикальные феминистки из норвежского города Берген. Ежегодно 8 мая участницы расклеивают плакаты с именами правозащитниц, просветительниц, ученых, музыкантов, переименовывают памятники и улицы. Плакаты Женской исторической ночи можно было видеть на улицах городов России, Украины, Белоруссии, Нидерландов, Казахстана, Франции.

После того как акция стала интернациональной, появились конфликтные темы. Например, кто и что может быть на плакатах, что такое женская история и что такое – хроника патриархата. Неожиданным камнем преткновения стала дата. Во многих российских городах активистки почему-то решили совместить Женскую историческую ночь с празднованием 9 мая. Как объясняли сами участницы, "чтобы два раза не ходить".

В Норвегии нет праздника День Победы 9 мая, но есть День освобождения 8 мая. В Норвегии никаких парадов победы не устраивают. По всей стране поднимают государственные флаги. День освобождения раньше считался антифашистской датой, с 2010 года он приобрел милитаристский оттенок: в этот день на государственном уровне стали отмечать день ветеранов всех войн, в том числе ветеранов международных конфликтов. В связи с этим коммунисты, историки и ветераны подпольной антифашистской группы "Освальд" начали кампанию "День освобождения обратно".

Похоже, Женская историческая ночь, словно волшебный сапожок, всем впору. Скоро появится коричневая женская историческая ночь, во время которой нацисты будут расклеивать плакаты с активистками из концлагерей

Совпадение дат еще больше запутало российских феминисток. 8 мая было выбрано для Женской исторической ночи по аналогии с 8 марта: "Чтобы говорить о правах женщин не только 8 марта". Сложно понять, чем руководствовались норвежки, выбирая 8 мая: был ли это намеренный полет на милитари-грозу, или все-таки они подзабыли про Вторую мировую. Я больше склоняюсь ко второй версии. Главное, что важно понимать: никаких песен победы Женская историческая ночь не предусматривала. Наоборот, был написан гимн акции, который отвергал патриархат во всех его проявлениях.

​Проблемы с 8 мая, плавно переходящим в 9-е, показались незначительными, как только начались попытки захватить Ночь со стороны бюрократов, людей из академической среды и представителей российской власти. Вот уж чего никто не ожидал. В 2015 году формат Женской исторической ночи попытался использовать "Приволжский миграционный центр" Нижнего Новгорода, получающий гранты от Путина. Оцените стиль: "...Молодежный клуб "Дружба молодежи", созданный на базе МБОО "Приволжский миграционный центр" принял участие в международной акции "Женская историческая ночь". Данное мероприятие проводилось в рамках проекта №210/2014/1 "Защита прав и свобод мигрантов при их адаптации и интеграции в местное сообщество" (оператор проекта Общероссийское Общественное Движение "Гражданское достоинство", г. Москва)... Акция, проведенная активистами Молодежного клуба, была посвящена 100-летию геноцида армян, который вспоминают в этом году. Были подготовлены и развешены плакаты женщин, сыгравших роль в истории освободительного движения, мировых войн. Например, такой была Сирануш Шахгельдян – армянская революционерка времени армяно-азербайджанских столкновений 1905-1906 годов, член партии "Дашнакцутюн", участница вооруженной борьбы. Кроме того, мы вспомнили имена и лица тех женщин, которые стали жертвой геноцида армян, устроенного турками. Выжили, но были насильно исламизированы (Султан из Ени Шехира 14 лет, Марай Биснинян 20 лет, Гурджи 16 лет и тысячи других). Целью акции были привлечение внимания к факту геноцида армян 1915 года и актуализация памяти о важнейших представительницах армянского народа, который пытались истребить, а сейчас препятствуют признанию факта этого истребления. Ответственный за проведение и освещение акции – Гиноян К.Р."

Борьбе феминисток и патриотов посвящены эпизоды фильма "Ангелы с железными зубами", 2004 год

Плохая новость для Карины Гиноян: целью Женской исторической ночи никак не может быть привлечение внимания к факту геноцида армян, тема мировых войн также категорически не приветствуется. Феминизм тесно связан с пацифизмом. Сеть Женской исторической ночи антиавторитарная и не может сотрудничать с проправительственными, коммерческими, грантовыми, иерархическими организациями.

Термин, который используют для описания поведения мужчин в женском движении: м-феминизм, мачо-феминизм. Когда говорят "м-феминизм", имеют в виду проблемы, связанные с неизбежным доминированием представителя привилегированного класса. Свежая история про мачистов, которые, используя женские ресурсы, пытаются создать иерархическую структуру и забраться на ее вершину – made in Kaliningrad.

Плакат Женской исторической ночи в Бергене через 4 месяца после акции. Уничтожено лицо, имя женщины и название мероприятия. Фото Любавы Малышевой

Плакат Женской исторической ночи в Бергене через 4 месяца после акции. Уничтожено лицо, имя женщины и название мероприятия. Фото Любавы Малышевой

В 2014 году члену Совета по культуре при губернаторе Калининградской области, заведующему кафедрой истории Института гуманитарных наук, директору Центра военно-мемориальных исследований БФУ им. И. Канта, заместителю главного редактора журнала "Вестник", кандидату исторических наук и доценту Калининградского университета Илье Дементьеву показалось, видимо, что у него мало званий, проектов и раболепствующих студентов, и он решил… захватить региональную Женскую историческую ночь. Как получилось, что советник губернатора принял решение участвовать в анархофеминистском прямом действии, причем с целью укрепления государственности и военного-патриотического духа горожан? У нас нет ответа на этот вопрос.

Так или иначе, появился калининградский сайт с традиционным западным, но неблагозвучным для русского уха названием "Херстори" (herstory – ее история). Женская ночь в Калининграде стала проводиться с небывалым размахом. Мужчины – сам Илья Дементьев, а также кандидат психологических наук и психоаналитик Максим Кожемякин, член Багратионовского военно-исторического клуба Альберт Адылов, сооснователь Калининградского клуба краеведов Борис Адамов – начали читать женщинам военно-патриотические лекции, заниматься героизацией "Великой войны" и выдавать указания насчет централизованной печати плакатов. В набор персонажей для калининградских листовок входили унтер-офицер, монахиня, принцесса, королева, летчица-штурмовик, порномодель.

Сайт "Херстори" перепечатал слоган анархолистовки, предварив его словами "На этом сайте вы найдете информацию о Женской исторической ночи". Упоминалось, что акция началась в Норвегии, но не приводилось никаких подробностей, никаких имен основателей, идейных текстов, фотографий. Краденые цитаты ссылками на первоисточники не сопровождались, фамилии авторов не указывались. Говоря о том, что акция проводится в России, "Херстори" не вдавался в подробности радикальных феминистских акций в российских городах.

Илья Дементьев написал статью "Феминизм и подвижничество": "Может ли быть иное патриотическое воспитание, которое преследовало бы цель демонтажа патриархата в пользу гендерного равенства? Возможно. Если бы оно строилось на примерах одновременного служения Родине (политкорректно избежим в этом контексте слова "Отечество") и гендерному равенству. Это, допустим, феминистка, участвующая в обороне своей страны или – в мирное время – в созидательной деятельности на благо социального равенства мужчин и женщин... Возможно, как нет никакого патриотического воспитания, свободного от интересов элиты, как нет и гендерной истории, свободной от политической перспективы гендерного равенства. Но обо всем этом надо думать осторожно, чтобы не уподобиться некоторым норвежским феминисткам". Не желая уподобляться норвежским феминисткам, Дементьев пытается украсть и изнасиловать феминистскую радикальную акцию, которую эти самые норвежские феминистки придумали и проводят более 10 лет.

Критика патриархальных Калининграда и Волгограда со стороны леворадикальных групп была непрерывной и интенсивной. В 2016 году кандидат социологических наук, доцент кафедры политики, социальных технологий и массовых коммуникаций БФУ им. И. Канта, директор НОЦ "Социологические исследования" Анна Алимпиева предприняла еще одну безуспешную попытку захвата акции – сделала компиляцию из анархостатей и мнений калиниградских патриархов. Алимпиева написала: "В рамках калининградской женской исторической ночи встретились две линии в процессе признания женской истории – академическая, научно-исследовательская и гражданская, активистская".

Десятилетие Женской исторической ночи в Норвегии. Центральная площадь Бергена. Фото из архива Любавы Малышевой

Десятилетие Женской исторической ночи в Норвегии. Центральная площадь Бергена. Фото из архива Любавы Малышевой

Гражданская, активистская? Ну-ну. В Калининграде никто не делает плакаты самостоятельно. Их выдают. Вот цитата из приглашения на акцию 2016 года: "Представляем героинь Женской исторической ночи в Калининграде – 2016... Третий год подряд эти листовки создает замечательная Margarita Maryanyan, за что ей огромная благодарность! Завтра, 8 мая, встречаемся в сквере на ул. Шевченко (напротив Дворца бракосочетаний, у часов) в 19 часов – будем делать листовки по трафаретам, а потом пойдем их расклеивать. Листовки также можно напечатать на принтере, скачав здесь".

По мнению Екатерины Бахреньковой, есть еще два аспекта калининградского патриархального наступления – это подчеркнутая региональность и захватническое присвоение истории. Если активистки интернациональной ночи выбирают для своих плакатов женщин со всего мира, то калининградкам выдают листовки с местными "героинями". Фиксация на городе – это еще один кирпичик патриотизма, особенно если в анамнезе оккупация и депортации. Екатерина считает, что калининградцы заняты поиском ответа на вопрос "Почему мы живем в захваченном городе?" Присваивая историю Кёнигсберга и его жительниц, они выстраивают даблфинк-идентичность.

В 2015 году отличился город-герой Волгоград (бывший Сталинград). Работали по той же схеме – академическая группа (ВолгГТУ, доцент, кандидат философских наук и поклонница трудов Ильи Дементьева – Евгения Ануфриева), даблфинк, региональная привязка, Великая война, Великое советское прошлое, коллаж из анархослоганов и канцелярита, плакаты со столпами патриархальных режимов (Пахмутова, Екатерина II, Елизавета Виндзорская), обязаловка для студентов, мужчина-лектор. Сообщения о волгоградских мероприятиях написаны советским канцеляритом: "Большой эмоциональный отклик у слушателей вызвал доклад "Ополченки Сталинградского тракторного завода и завода "Красный Октябрь" в дни Сталинградской битвы", подготовленный студентом 2 курса ФАСТиВ Петром Филипповым", "Ирине Клейзубовой большое спасибо за листовки!!!", "Крутой маршрут. Образ советской женщины 30–40 годов ХХ века". В 2016 году волгоградцы разошлись не на шутку: "Студенты-волонтеры посетили могилы Александры Максимовны Черкасовой и Маргариты Константиновны Агашиной".

Корабли Женской исторической ночи в Париже, 2016 год. Фото Дарьи Данилович

Корабли Женской исторической ночи в Париже, 2016 год. Фото Дарьи Данилович

 

На вершине абсурдного топа – Челябинск. В 2016 году Всесоюзная молодежная гвардия большевиков наклеила в Челябинске плакаты с портретами Розалии Землячки. Несмотря на то что улицы имени организатора красного террора в Крыму до сих пор существуют во множестве городов России, а прах Землячки по-прежнему покоится в Кремлевской стене. Да что там Кремлевская стена! Сама Мириам Сехон снялась у Михалкова в роли Землячки! И все для романтизации государственного террора И всё для романтизации государственного террора в стиле Демьяна Бедного:

От канцелярщины и спячки
Чтоб оградить себя вполне,
Портрет товарища Землячки
Повесь, приятель, на стене!
Бродя потом по кабинету,
Молись, что ты пока узнал
Землячку только на портрете,
В сто раз грозней оригинал!

Однако ВМГБ посчитало, что патриархальное государство вычеркивает Землячку из истории. Что же касается террора в Крыму (тогда), то ВМГБ не считает преступлением "уничтожение патриархальных элементов, которых невозможно назвать людьми": "Мы так не думаем. Напротив, это подвиг".

Именно Всесоюзной молодежной гвардии большевиков принадлежит гениальная инициатива пригласить на Женскую историческую ночь эффективного феминиста Сталина: "Это при Сталине, при торжестве угнетенных над угнетателями, женщины были в истории и их вклад в нее подробно описывался в учебниках. Рабовладельцам подобное присутствие опасно, а потому женское присутствие в историческом процессе всячески, всеми правдами и неправдами, замалчивается".

Похоже, Женская историческая ночь, словно волшебный сапожок, всем впору. Скоро появится коричневая женская историческая ночь, во время которой нацисты будут расклеивать плакаты с активистками из концлагерей. Женская историческая ночь на мясокомбинате будет сопровождаться лекцией про лучшую измельчительницу цыплят мужского пола. Православная женская историческая ночь будет совмещена с крестным ходом, и понесет она перед собой плакаты с ликами святой Мизулиной. А женская историческая ночь имени Исмаила Бердиева сделает огромные транспаранты о передовиках индустрии женского обрезания. Зачем читать, зачем думать? Бери власть, лги, насилуй, используй женщин и женские инициативы. Это и есть настоящий патриотический феминизм.

Как же относиться к «великому» прошлому страны, семьи? Что такое женская история? Может ли феминистка быть патриоткой? Московские феминистки обсудят эти вопросы в середине сентября на фестивале "Медиаудар".​

Любава Малышева – гражданский активист, фотограф-документалист, живет в норвежском городе Берген

Узнать, как праздновали десятилетие Женской исторической ночи в Норвегии, можно здесь