Любава
Рождество в Лондоне, 2015-2016, часть 4
глава, в которой мы едем в музей Гарри Поттера, теряем фэйрфон, приобретаем волшебную палочку, делаем покупки в веганском магазине vX и русском отделе книжного супермаркета Waterstones
Я поздно начала подготовку к поездке, долго составляла программу и, когда надо было покупать билеты на тур по студии Warner Bros., свободных мест уже не оставалось. Билеты за огромную цены продавали сайты-перекупщики. Я проверяла сайт студии несколько раз в день и однажды освободилось два места на 9 утра, которые мы немедленно выкупили. Приобретение билетов заранее, казалось бы, должно ограничивать. Так — без билетов — ты можешь каждый день выбирать, куда направиться. Но не на праздники и не в Лондоне. Кроме того, студия Warner Bros. настолько популярна во все времена года, что ехать туда без билета бессмысленно.
Мы вышли из гостиницы в 7.20, побежали на вокзал Euston и сели на поезд до Watford Junction. Вместо экспресса мы по ошибке выбрали обычный поезд и поэтому ехали час, а не 15 минут. Пришлось брать такси.
Зато мы успели рассмотреть, что же находится за окном поезда. Пригороды с этой стороны Лондона — лачуги. Эмигрантские гаражи около оленьего парка по сравнению с направлением на Watford — роскошные виллы. В Лондоне мешки с мусором складывают в горы, а потом специальная служба всё увозит. Но около крошечных бедных домов, которые мы видели из окон поезда, мусор был сложен навеки. Терентий спросил, почему люди не убирают. А я говорила: «Смотри, смотри какой ужас! Такого просто не может быть!» Не знаю, что должно случиться с людьми, чтобы одни оказались в бесконечных однокомнатных полуразрушенных курятниках, а другие спокойно смотрели на это. Не может такому количеству людей «не повезти в жизни», лачуги — всегда результат паршивой работы управляющего аппарата.
Конечно, отремонтированные дома и приличные районы тоже попадались. Но никаких садов или цветов, ничего что привычно на континенте, мы не видели. Чаще дворы были заложены камнем, не понятно, как в таких дворах растут дети. Никакой детской инфраструктуры, никакой природы.
Такси подъехало к студии, водитель показал охраннику распечатанный билет. Многие люди приезжали на экскурсионных автобусах. Первая очередь была в кассу, вторая на вход, затем проверяли рюкзак. Люди шли в музей в одежде и мы поступили как все, что было глупо. В Лондоне, словно на Урале, люди всюду в своем тулупе — и в жару, и в мороз. В общем, лучше одежду сдавать, гардероб ничего не стоит в любом случае. Конечно, во время экскурсии надо будет осматривать несколько экспонатов на улице, но лучше пять минут померзнуть, чем шесть часов ходить с охапкой зимних вещей.
Не могу определенно сказать, стоит ли брать или не брать аудиогид по студии Гарри Поттера. Гид не только рассказывает про объект, но предлагает посмотреть несколько видео и фотографий. Всё бы ничего, если бы эти видео были интересными. Много воспоминаний о съемках, которые сделаны в манере клуба анонимных алкоголиков — эмоции, но никаких фактов. Музей организован нестандартно и из-за того, что не знаешь, чего ожидать и главное — сколько продолжится тур, невозможно спланировать, что делать.
Очередь в сам музей (уже после всех предыдущих очередей, последняя) состояла из десяти поворотов. Билеты проверял мальчик, немного похожий на Гарри. Интересно было бы увидеть, как набирают людей на эту должность.
Несколько сотен человек загнали в первую комнату с экранами и показали фильм. Потом всё то же самое повторилось в кинозале с большим экраном и зрительскими креслами. Фильмы были поразительно плохого качества и скучные. Скорее всего, всё это делалось, чтобы люди не страдали от ожидания в очереди. В конце второго фильма показали парадный вход Хогвартса, затем экран подняли и за ним оказалась эта же самая декорация, через которую все посетители и зашли в большой зал, где стояли длинные столы и выставлялись костюмы разных факультетов.
В следующем зале экскурсовод закончился и нас оставили в покое. Пару часов мы ходили по кругу по номерам и рассматривали разные декорации и объекты.
В реальности всё, что вы увидите на моих фотографиях, довольно неказистое. Но даже на фотографиях в авторежиме получается волшебный мир, что уж говорить о съемках на хорошую камеру и при правильном свете.
Терентий очень быстро исчез и начал ставить печати, так как ему выдали «паспорт» с задачами (ребенок сам отвечает на задания и сам себя награждает). У создателей фильма было много вещей для музея, но расположили они их как-то… без особой любви к предмету. Скорее, для получения прибыли, чем пытаясь показать то, что для зрителя может быть важным. Почти никаких тактильных экспонатов.
На выбивание прибыли, а не на качество и удовольствие посетителей, ориентированы все видео-фотосервисы и магазины. Все без исключения товары плохого качества и стоят дорого — пластиковые волшебные палочки более 20 фунтов, синтетические плащи 74 фунта. Многие из гостей музея были в плащах, купленных заранее, и эти нестудийные плащи были еще хуже. Весь кондитерский отдел наполнен химикатами, никакой заботы о детях. Это же касается кафе.
Шоколадные волшебные палочки. Были веганские.
Полчаса мы стояли в очереди на фотографии и видео — Терентий хотел полетать на метле — и в результате мы переделывали фото, потому что на первом у ребенка получились глаза разного цвета — и продавец даже вызывала менеджера, чтобы она позволила переделать картинку. Цена не указана рядом с фотостудией и становится приятным сюрпризом для родителей. Не скажу, что я бы отказалась от фото с метлой, потому что лучше я откажусь от чего-нибудь другого, но многие другие семьи становились дисфоричными, когда узнавали, что всё обошлось им минимум в 40 фунтов.
Но пусть 40 фунтов, ок. Почему это так ужасно работает? Стоят какие-то странные люди, не знакомые с работой фототехники. Они раздают совершенно изодранные плащи, усаживают детей и ничего им не говорят. Если во время видео-полета дети пробуют изображать радость, то во время фото они вообще не могут понять, что делать и куда смотреть. Из семи (!) фото, которые нам показали, только последняя едва-едва подходила для распечатывания. Видеофлешку выдали в железной круглой коробке. Что касается качества видео, снятого на фоне хромакея, то некоторые любители лучше снимают. Ни один кадр не выдает, что фильм сделан на киностудии. Ужасно с большой буквы УЖАСНО. Дети, конечно не замечают, что плащи рваные или фото плохие, на фото они оценивают только фоны, но мне кажется, что если кто-то делает свою работу, он должен делать это хорошо. Фотографов было восемь только на одной студии. В следующей студии еще четыре халтурщика делали видео в поезде, одна девушка фотографировала детей, вбегающих в стену.
Во время второго фотографирования Терентий был грустный и на фото он в результате грустный.
В «Гарри Поттере» есть действительно стильные вещи, которые можно было бы превратить в хорошие сувениры. Фиолетовые трехэтажные автобусы. Шоколадные лягушки (нет, не тот химический кошмар, который продается на студии). Железные котлы для зелья. Но магазин при студии — из тех странных магазинов, где не хочется ничего. Мы купили пластиковую и шоколадную палочки, книгу, керамический котел для зелья. Терентий был расстроен, что не продается книга заклинаний.
Там же в зале было зеркало перед которым можно было тренироваться делать движения с волшебной палочкой, а также потрогать искусственный огонь и снег. Я думала будут какие-то более осмысленные аттракционы для детей.
Следующее что мы осматривали — вокзал. Прекрасный поезд, с паром. Люди фотографировались с поездом. Можно было пройти по одному вагону и посмотреть на купе, в которых снимались разные серии. Не очень понятно, почему каждый раз снимали в новом купе. Во втором вагоне сидели безликие Гарри и Рон с крысой и конфетами.
Дальше был кафе-зал и улица. Тисовая улица, мост в Хогвартс, трехэтажный фиолетовый автобус…
…авто, мотоцикл и снегоделательная мыльная машина. Такая машина может убить объектив фотоаппарата, я сделала только один кадр.
Во втором здании был модельный цех. Интересные роботы, но опять же никаких тактильных штук.
Уорик Дэвис, Уиллоу, показывает, как работает модель
На Косой аллее, где логичнее было разместить магазины, только декорации и следоделательная машина. Но было просто волшебно пройти по ней и почувствовать себя в истории. Даже когда я еще не видела фильма, мне казалось, что всё на Косой аллее устроено именно так.
В последний зал — с большим макетом Хогвардса — надо было идти по двум коридорам — с картинами и с чертежами. В зале включена музыка, можно идти по кругу и осматривать заснеженный замок. На тачскринах дети могут рассмотреть мелкие детали. Как жалко, что такого замка не существует на самом деле.
В общем музей с одной стороны нормальный и достаточно волшебный — все таки там есть реальные экспонаты со съемок — с другой стороны очень сложно абстрагироваться от чувства, что тебя воспринимают только как кошелек с ножками и что твои чувства и здоровье никого не волнуют. Как говорится, мы ждали от вас большего, но спасибо и за это.
Дополнительная фотогалерея: Музей Гарри Поттера
Воспоминания Терентия: «Мы были в Гарри-Поттер-парке и у меня теперь есть волшебная палочка Гарри. Я уже выучил несколько заклинаний: «Орбис», «Сектумсемпра», «Експеллиармус» и «Редукто». Там я полетал на метле с помощью хромакея и сразу послал фотографию бабушке. Меня и других детей называли сэрами и мадам, это было очень смешно!».
Зелье, которое Терентий сварил из собранных в Садах Кью компонентов сразу по возвращении домой:
Мы закончили осматривать музей в 12. Примерно в это же время мы поняли, что у нас не хватает одного телефона.
Обратно мы ехали на автобусе Warner Bros., на втором этаже, на первом месте. Никакого захватывающего кино — как пишут другие визитеры — там не показывали и уж тем более там нет никаких возможностей для показа кино — только один маленький экран и окна не затемненные.
На железнодорожной станции мы сходили в администрацию и спросили, не находил ли кто-то телефон, а потом за 15 минут на экспрессе доехали до вокзала в Лондоне. Оттуда мы помчались в веганский магазин «vX», где приобрели 2 сорта немецкой колбасы, 3 пачки английского зефира, 1 невероятно вкусную сдобную булочку и 1 кусочек торта с малиной.
«vX» — крошечный магазин с пустыми полками, где есть десяток кедов и скучный мерч. Однако там был очень хороший продавец.
Я рассчитывала, наконец, купить себе новые ботинки. Еще у нас были планы на креветки, икру и рыбу и что-то типа парижского «Un Monde Vegan». Наверное есть какие-то лондонские веганские секреты, но мы еще их не знаем.
Мы дошли до метро и добрались до Пикадилли циркуса, где располагается большой книжный магазин Waterstones. Утром, в 4 часа, когда я не могла уснуть, я подумала, что ну не может в таком населенном русскими городе, как Лондон, не быть большого магазина книг и нашла этот Waterstones.
Терентий сразу ушел в отдел англоязычного программирования, а я потерялась и во времени и в пространстве, потому что такого количества русских книг одновременно я не видела с 2010 года. Лондонский магазин не самый плохой на свете. Через час я поняла, что забыла о том, что много лет живу в Норвегии и вернулась в 2000 год, в арбатский книжный. Вот только книги немного другие. Уже есть мэйнстрим-литература и про феминизм, и про анархизм, и про лгбт, и про средние века. Если бы я могла купить все, что хотелось, я бы вывезла из этого магазина килограмм 50. Терентий получил «Алису в Зазеркалье и в Стране чудес» — с иллюстрацией Роберта Ингпена, которая передает кэрроловские ощущения при встрече с птичьими шеями в королевских парках — и пару книг о программировании. Пока я стояла в очереди, Терентий съел малиновый торт.
Алиса подумала, что в жизни не видала такой странной площадки для игры в крокет: сплошные рытвины и борозды. Шарами служили ежи, молотками – фламинго, а воротцами – солдаты.
Дополнительная фотогалерея: Русские книги в Waterstones
Кроме двух рюкзаков у нас появилось две сумки с книгами. К счастью, прямо рядом с магазином была остановка все того же 14 автобуса, мы сели в него и обсудили, что мы оба привыкли к городу и перестали бояться. мы были дома в 8 вечера, поужинали, поменяли пароли, поговорили о воспитании детей и уснули.
Фрагмент картины Альфреда К. Лоуренса «Королева Елизавета отправляет Рэйли в плавание в Америку». Холл Св.Стефана, Вестминстерский дорец.
29 декабря 2015 года
глава, в которой мы посещаем Вестминстерский дворец и Вестминстерское аббатство, катаемся на London Eye, пропускаем веганский митап и смотрим на украшения Бонд стрит
Мы проснулись, съели по бутерброду, сели на 14 автобус и около 8 утра приехали к Дому Парламента. Почти сразу мы оказались перед Часовой башней, или Башней Елизаветы. Она маленькая, красивая и посещать ее могут только обладатели британского паспорта, которым больше 11 лет и некоторые журналисты. Все экскурсии бронируются заранее и, начавшись, они не могут уже быть прерваны.
Вокруг нас было много солнца, темно-зеленого, серого, бежевого и черного цвета, львов, единорогов и оленей с золотыми рогами.
— А я-то всегда был уверен, что дети — просто сказочные чудища, — заметил Единорог.
Витраж, подаренный парламентом королеве на бриллиантовый юбилей. Располагается над крыльцом Св. Стефана.
Мы встали в очередь. Все люди стояли с билетами, заказанными по интернету. Дальше были досмотр сумок, рентген сумок, металлоискатель. Затем мы прошли через двор мимо памятника Кромвелю и оказались в большом первом холле, единственном сохранившемся древнем — тысячелетнем — зале дворца. И-за уникальной архитектуры, а также исторической значимости Вестминстерского зала во время всех пожаров его всегда спасали в первую очередь. У зала самая большая в мире стропильная средневековая крыша и он действительно огромный.
Конечно, современного туриста не удивишь подобным пространством, но у средневекового человека зал таких размеров — без поддерживающих своды колонн, да еще в праздничном убранстве во время судебного театра или во время пиров — должен был вызывать изумление и верноподданические чувства. Во время коронации Георга IV, двести лет назад, вдоль зала были установлены два этажа галерей для зрителей и обеденные столы. Сейчас подобные расточительные церемонии уже не проводятся. Встречи с иностранными политическими деятелями, траурные церемонии, туристические группы, рождественская ёлка в качестве единственного рождественского украшения — вот повседневная реальность Вестминстерского холла в наши дни. В пол, выложенный из огромных слоящихся каменных плит, вмонтированы памятные металлические таблички с именами людей, с которыми тут прощались или которых тут приговаривали.
Правый сапог виконта Фолкленда с поврежденной шпорой.
Во втором зале, холле Св.Стефана, установлены статуи известных парламентариев и картины из цикла «Становление Британии», написанные в 1925-27 годах, (обязательно посмотрите мою фотогалерею из Вестминстера, найдите картину Альфреда К. Лоуренса «Королева Елизавета отправляет Рэйли в плавание в Америку») и витражи. Здесь суфражистка Marjory Hume приковывалась 27 апреля 1909 года к памятнику Viscount Falkland и здесь же она кричала «Deeds not words». У меня будет отдельный текст о движении за права женщин в Великобритании: Мертвые не могут голосовать
Сейчас проходят мировые премьеры нового — и сомнительного — британского фильма «Суфражистка» (скачать). Это первый фильм, который снимали в Вестминстере, в магазине парламента секция стеллажа отдана под атрибутику в зелено-бело-фиолетовой гамме. Книги, чашки, банки, сумки, игральные карты, значки, брелоки, и даже настольная игра со слоганами «Голоса для женщин». Больше фотографий с феминистским стаффом находится в общей фотогалерее из Вестминстера.
Первый запретный для съемки зал — восьмигранный, или центральное лобби, сердце дворца — был с золотым мозаичным потолком. Мы сели на черный диван и очень долго, минут 20 или больше, просто смотрели на потолок и мозаики на стенах. Фотографии, которые я нашла в сети или в путеводителе совершенно не передают ощущений от реального пространства дворца, практически все залы в путеводителях панорамно растянуты, центральное лобби не является исключением. А особенное чувство, которое вызывает восьмигранный зал, обусловлено именно его миниатюрностью. Это внутренности шкатулки, которые украшены настолько причудливо, что невозможно остановиться и сосредоточить внимание на чем-то другом. Красный цветок, золотой фон, арка, ритмический узор, еще один цветок.
Восьмигранные узоры есть и на полу, выложенном плиткой, изготовленной вручную по старинной технологии и они тоже приковывают внимание.
Над дверями располагаются мозаичные изображения четырех святых — покровителей четырех частей Британии — и четырех символических растений — розы (Англия), чертополоха (Шотландия), клевера (Ирландия), лука-порея (Уэльс).
Среди монет, которые сейчас находятся в обращении, есть абсолютно замечательная серия с символическими растениями и короной, изготовленная Лесли Дербином. Британские фунты стерлингов несколько толще привычных нам монет. Мой безусловный фаворит — монета с пореем (Уэльс), но равно прекрасны лён (Ирландия), чертополох (Шотландия) и дуб (Англия).
Каждый следующий зал со стороны палаты лордов превосходил предыдущий по убранству. Больше, больше пурпура и золота, больше декора. Вместе с потоком туристов мы перешли по коридору пэров в лобби пэров. Фрески коридора рассказывают о гражданской войне и эпохе Карла I .
Лобби пэров
Зал палаты лордов, которая находится сразу за лобби пэров, наполнен золотым и красным. Это камерный зал, в котором есть тронная ниша из английского дуба. Ниша украшена королевскими и орденскими гербами. Рядом стоят два золоченых трона (один поменьше) и подставка для ног — всё с истлевшей обивкой — и кресла для приближенных королевы. Перед троном стоит мешок с шерстью для лорда-спикера. Этот «мешок» напоминает огромную диванную подушку и в него (равно как и в остальные диванчики для сидения) вмонтированы аудиоколонки.
Тут Алисе пришла в голову неожиданная мысль — она ухватилась за кончик огромного карандаша, который торчал у Короля за плечом, и начала писать сама. Бедный Король совсем растерялся; с минуту он молча боролся с карандашом, но, как ни бился, карандаш писал свое, так что, наконец, Король произнес, задыхаясь:
— Знаешь, милочка, мне надо достать карандаш потоньше. Этот
вырывается у меня из пальцев — пишет всякую чепуху, какой у меня и в
мыслях не было…
— Какую чепуху? — спросила Королева, заглядывая в книжку.
(Алиса меж тем написала: «Белый Конь едет вниз по кочерге. Того и
гляди упадет».
— Но ты же совсем не то хотел записать! — вскричала Королева.
Удивительный золотой потолок украшен резными потолочными панелями, на нем закреплены люстры и микрофонные джунгли. Современные объекты — микрофоны, экраны, камеры — выглядят в палате лордов странно, но интересно. Всё пространство зала заполнено неудобными красными лавками со спинкой, мест для всех никогда не хватает, во время заседаний кто-то сидит на ступеньках. Я еще вернусь к этой нехватке места и равенства (которая, видимо, и есть традиционный английский стиль) в следующих главах рассказа о путешествия. В центре располагается стол, на котором предлагалось усматривать следы, оставленные перстнем Черчилля во время особенно бурных выступлений.
На уровне второго этажа зал окружают галереи для зрителей. С каждой стороны палаты лордов и палаты общин имеются коридоры для голосования. Чтобы выбрать, человек должен встать и очень быстро переместиться в пространстве. Таким образом, работа британского политика состоит из шестичасовых заседаний на неудобных лавках, динамичных, но ограниченных традицией, дискуссиий, неусыпного видеоконтроля телезрителей и стенографистов, периодического бега в коридоры для голосования. Золотые орнаменты так отвлекают на себя внимание, что цикл картин «Добродетели», украшающий палату лордов, меркнет. Было любопытно ходить по залу, по синему ковру, по рядам между кресел-лавок, заходить в малюсенькие коридорчики.
«Поразительное чувство!» — воскликнула Алиса — «Я, похоже, сжимаюсь, как гармошка.» И верно, теперь ее рост не превышал и двадцати сантиметров. Алиса обрадовалась, ведь она достигла как раз нужных размеров, чтобы пройти в дверцу. Алиса подождала еще с минуту и посмотрела, прекратила ли она уменьшаться. Сейчас ее очень волновал этот вопрос.
От разделения людей на стороны в британском парламенте и пошло современное разделение на левых и правых. Каждый может попасть на галереи для посетителей и послушать дебаты.
Кабинет принца — помещение, в которое мы попали сразу после палаты лордов. Это еще один маленький изумительный зал, украшенный копиями известных портретов Тюдоровской династии, а также рельефами о Тюдорах и картинами по мотивам сгоревших гобеленов с Испанской армадой. Кабинет лорды используют для совещаний в малых группах, для этого установлены столы и кресла.
Древние стёршиеся от времени полы в Королевской галерее, в которую мы перешли затем, реконструировали по старинной технологии. Около одного из заграждений стоял монитор, показывавший, как заливается узор в глиняную форму перед обжигом. Вдоль стен, огражденные от туристов, располагались столы и стулья. На стенах помещения, которое сейчас используется для выступлений почетных иностранных гостей и для парламентской работы, были гигантские батальные фрески, которые в прежние времена — практически в процессе создания — потеряли цвет и почернели из-за грязного лондонского воздуха. Аудиогид сообщил, что фрески планируют восстановить в сотрудничестве с кёльнскими учеными.
Гардеробная королевы — огромный светлый зал, в углу которого, действительно, стоит небольшая вешалка для одежды. В этом зале Королева, прибывающая к Башне Виктории, проходящая по королевской лестнице и через нормандское крыльцо, одевает мантию и императорскую корону, которую привозят с выставки в Тауэре.
В этой комнате есть камин, совершенно фантастические потолок (позолоченные деревянные панели с вензелями Виктории и королевскими символами) и паркетный пол (с символами монархии и парламента), огромный составной синий ковер, на небольшом возвышении располагается королевский трон, обитый ветхой тканью. Символом парламента является древний геральдический символ — решетка, увенчанная короной. Во время нашего посещения гардеробной королевы там выставлялась «Великая хартия вольностей».
Палата общин, ее лобби и коридоры для голосования выглядят не так уютно и красочно, но в них тоже тесно. Крыло общин отстраивали заново в послевоенное время, использовали современные материалы и технологии и, по инициативе Черчилля, как память о перенесенных в войну лишениях была сохранена пострадавшая от огня деревянная арка, ведущая в палату. Теперь ее называют аркой Черчилля. Во время строительства палаты использовалась древесина и другие подарки, которые прислали страны Содружества. Преобладает зеленый цвет. Мы осмотрели место, по которому ударяет жезлом герольд королевы во время церемонии открытия парламента.
В полдень мы закончили осматривать дворец, посетили кафе на его территории и там, конечно же, не было ничего съедобного. Поэтому мы перешли через дорогу и ближайшие три часа осматривали Вестминстерское аббатство.
Французское архитектурное влияние, Вестминстерское аббатство.
Здесь мы полчаса постояли в очереди и наши сумки проверили. Билет мы приобретали на входе. Фотографировать запрещалось. Мы получили бесплатные, неудобные и бестолковые аудиогиды, которые которые надо было прикладывать к уху, без наушников. Почти после каждого описания экспоната гид аббатства грустным голосом повторял: «Если вам это не интересно, идите дальше». После пятого раза и правда стало не очень интересно. Аббатство — это то самое место, историю которого надо выучить до посещения.
Каждый час женщина-священник читала короткую молитву. Во дворце и в аббатстве стояли рождественские елки, в аббатстве — еще и вертеп, интересно было сравнить его с католическими. Мы рассмотрели много изумительных гербов, витражей, резных потоков, религиозных изображений.
Внутри аббатство напоминает кладбище, на котором лет сто назад закончилось место и памятники теснятся, залезают один на другой. Путеводитель по аббатству — странная книга, описывающая, какой памятник наводит ужас на детей, кто от чего умер и как проходили похороны, кто на каких похоронах обрушил чью могилу и сколько народу при этом погибло, кто похоронен, стоя на голове, чей гроб на чём гробу стоит, что обнаруживалось при вскрытиях гробниц, какому памятнику когда отрезали серебряную голову, кто когда украл и вернул королевскую кость или кто поцеловал труп королевы в высохшие губы. Если вас интересуют вышеперечисленные подробности, вы получите истинное удовольствие от чтения книги. Я ожидала увидеть в путеводителе нечто более традиционное. Особенно меня поразила фраза: «Нарядный памятник сэру Джорджу и леди Фэйн».
В аббатстве захоронены короли, государственные деятели (Черчилль, Уилберфорс), представители знатных родов, ученые (Дарвин, Ньютон, Фарадей, Резерфорд, Ливингстон), поэты (кажется, все, кроме Шекспира) и музыканты (Гендель). Поэтов и актеров хоронили или увековечивали в южном трансепте благодаря прецедентному праву, после Чосера, который по совместительству был смотрителем королевских поместий. Некоторые поэты (Байрон и Уайлд) были настолько распутны, что их телам потребовалось подождать смягчения нравов и церковного прощения. Музыканты лежат в северной галерее, но Гендель находится в поэтическом кружке.
Ньютон
Королевские могилы расположены в хаотическом порядке и опознать получается только некоторые. Исповедник лежит в недоступном для паломников месте, так что ниши для более тесного контакта с королем пустуют и чудес на свете всё меньше и меньше.
Дети сэра Томаса Бромли
Раньше я никогда не видела памятников, на которых были бы в виде скульптур изображены целые семьи. Так художники изображали донаторов. Отцы семейства со всеми сыновьями — слева, матери с дочерями — справа. Или же потомство изображается рядком на барельефе — сначала сыновья, потом дочери. Конечно, все с одинаковыми лицами.
Могилы родителей украшались статуями детей, причем скульптор отмечал с помощью деталей, жив или умер ребенок к моменту похорон родителей. Живые смотрели перед собой, мертвые на небеса.
Могила Маргарет Леннокс
Аббатство при его последней перестройке задумывалось как коронационная церковь, оно до сих пор живет по елизаветинскому уставу. Коронационное кресло, пострадавшее от вандалов всех времен, в том числе от суфражистского взрыва в 1914 году, нам увидеть не удалось, перед алтарем была выставлена только фотография.
Мы посмотрели на знаменитый мозаичный 700-летний пол перед алтарем и на тюдоровский воротник капеллы Богородицы.
Меня — как коллекционера ложек с особенными функциями — интересовал процесс коронации и используемая при этом коронационная ложка, плохую копию которой мы после смогли купить в сувенирном магазине, а оригинал рассмотреть в Тауэре.
Свадьба Кейт и Уильяма
В аббатство имеет смысл ходить только во вторник, среду и четверг, когда открыты внутренние сады. Особенно хорошо, если вы бывали раньше в южных монастырских садах, будет с чем сравнивать.
В старейшем саду Англии (900 лет) выдают путеводитель, где указано, что в наличии имеется одно белое и одно черное шелковичное, а также инжирное деревья и прочие растения.
Второй сад представляет из себя большой квадратный газон, на одной из его стен располагается космическая мемориальная доска:
При аббатстве есть большой, но бессмысленный сувенирный магазин. Там я сфотографировала ложки для предложения руки и сердца, для подарков на рождество, для королевского чая, для нанесения шоколадного рисунка на сливочную пенку и для первого рождества.
Дополнительная фотогалерея: Вестминстер
После аббатства по Вестминстерскому мосту мы перешли к Лондонскому глазу и купили фастпасс за 31 фунт на человека. Очередь за билетом мы прошли за полчаса, а затем встали в совершенно бесконечную и неподвижную очередь на быструю посадку. Одна из сотрудниц Глаза внесла сумятицу в ряды туристов и толпа в двести человек побежала становиться в какую-то другую очередь, никто не вернулся. Мы не побежали и просто прошли на посадку через 10 минут. Сверху мы видели несколько тысяч людей, которые стояли в очереди за обычным билетом.
Когда мы садились в кабину, было еще светло, но только лишь колесо начало оборачиваться, включилась красная подсветка, в городе стали зажигаться огни. Вернулись мы уже в вечерний город. Таким образом, мы видели оба города — дневной и ночной. Вестминстер сверху казался совершенно крошечным, было странно что мы провели там весь день.
С высоты мы рассмотрели небоскреб Шард со светящейся макушкой, вокзал с поездами, реку, мосты, потоки людей, каток, мосты, парки. Во все стороны до горизонта простирался Лондон. Мы заметили самолетную дорогу и насчитали 4 самолета, которые пролетели по этой дороге за один оборот колеса.
Дополнительная фотогалерея: Лондонский глаз
Во время подъема наверх все 20 пассажиров — и мы тоже — бегали и суетились, фотографировали и пытались что-то рассмотреть. Во время второй части аттракциона люди уже спокойно сидели или разговаривали про Лондон. Перед выходом всех фотографировали, для этого надо было встать на специальные места на полу кабины. Получается во всех случаях ужасно, но мы забрали фотографию.
После того, как пассажиры очень быстро выбежали из кабины, в нее зашли три человека — два с металлоискателями и один с совком и метлой. Они пробежали по кругу и вышли. Не очень понятно, что это за мино-металлоискатель, если совершенно всё вокруг металлическое, наверное он нужен только чтобы прозвонить лавку, а остальное осматривают визуально.
На самом деле весь контроль, который мы проходили за этот день — и в парламенте, и в аббатстве, и на этом колесе обозрения шел кое-как. Например, все осматривали только одно отделение моего рюкзака и вообще только то, что я хотела показать. Не думаю, что можно на самом деле обеспечить безопасность на туристических объектах или как-то защитится от периодического террора. Что касается превентивных мер, что мол заранее известно, кто приезжает в страну, что есть какой-то иной магический контроль — думаю контролёры точно так же халатно светят фонариком и в интернете, и при проверке паспортов. Так, как они смотрят на паспорта — можно вообще не смотреть. Заметно, что действительно является важным для местных — чтобы деньги были настоящими.
То, что обычно выдается за самые эффективные меры людьми,ради антитеррора возводящими непреодолимые пограничные стены и устраивающими совершенно унизительные процедуры проверки, не может быть эффективно в принципе. Нищета — в том числе нищета общественных объектов — которая соседствует с роскошными особняками, люди которые спят на улицах на горах старых подушек и мусорных пакетов, огромные гетто с неинтегрированными нищими иностранцами и нувориши, пробегающие от своих бриллиантовых авто к бриллиантовым гостиницам и особнякам — ну никак не заставляют поверить что в этой стране есть социальные гарантии и права человека, которые могут умиротворить потенциальных насильников. Иерархичность и культ патриарха, охотника, мачо означает, что взрывы будут продолжаться.
Рядом с колесом расположилась плохая рождественская ярмарка. Мы перешли Темзу по юбилейному мосту и направились в вегетарианское кафе «Тидбит», где намечался веганский митап. Мы пришли за час до митапа, поэтому поели сами и ушли. «Тидбит» я рекомендовать для посещения не хочу, потому что это не веганское кафе и мне вообще не понятно, как там можно устраивать митап и тем вводить людей в заблуждение.
Посмотрев на веганов с митапа, которые приходили к шведскому столу с приколотыми к одежде именами, мы понесли свои сумки домой.
Я отметила на карте Бонд-стрит, потому что прочла, что там повесили особенные рождественские украшения. Нам удалось пройти по этой улице по дороге домой и оказалось, что мы уже видели Бонд-стрит раньше из автобусов. Она украшена уродливыми электрическими павлиньими перьями и коронами из перьев.
По сравнению, например, с кёльнскими рождественскими фонарями, это вообще рядовая уличная подсветка. Тогда я подумала, что в статье про Рождество речь шла о витринах магазинов.
На этой улице много очень дорогих магазинов куда нас бы просто не пустили и там действительно украшены витрины. Мне понравилась витрина с платьями. Мы свернули с улицы довольно скоро. В восемь мы были дома.
Продолжение следует
Источники фотографий для этой записи:
http://ozueva.livejournal.com/18222.html
https://en.wikipedia.org/wiki/Palace_of_Westminster
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:London_-_The_Parliament_-_2823.jpg
http://kursgrivny.narod.ru/funt.html
http://venividi.ru/node/25346
http://www.20yearshence.com/paid-offbeat-london/
http://www.ontheluce.com/2014/05/12/stepping-inside-british-history-houses-of-parliament/
https://www.pinterest.com/pin/255227503855332910/
http://www.westminster-abbey.org/our-history/architecture
http://www.westminster-abbey.org/our-history/people/sir-thomas-bromley
http://www.douglashistory.co.uk/history/margaretlennox.htm#.VpEtbnqYqis
http://www.dailymail.co.uk/news/article-1381930/Royal-Wedding-Inside-Westminster-Abbey-Kate-Middletons-fairytale-ceremony.html