[Список текстов] [Войти]

Любава

     Женщины французского Пантеона. Зачем феминисткам гимны и саркофаги?

Статья для Радио Свобода https://www.svoboda.org/a/29176985.html

На фотографии, сделанной поэтом Алексеем Парщиковым в марте 2002 года, – парижский Пантеон, украшенный женскими портретами. Изображения закрывают все пространство между колоннами. В центре – нобелевская лауреатка по физике и химии Мария Кюри. Слева – писательницы Дельбо и Колетт, героиня черного сопротивления Солитюд, феминистка Мария Дерэм. Справа – создательница "Декларации прав женщины и гражданки" Олимпия де Гуж, феминистка Симона де Бовуар, писательница Жорж Санд, анархистка Луиза Мишель. Фотография – словно пригласительный билет в мир женской французской истории. Не будем заглядывать далеко в прошлое, начнем наше путешествие в пространстве идей с того момента, когда был сделан снимок.

Пантеон, Париж, март 2002. Фотография Алексея Парщикова
Пантеон, Париж, март 2002. Фотография Алексея Парщикова

На фронтоне Пантеона – скульптурная композиция. Женщина, аллегория Франции, раздает лавровые венки мужчинам – воинам и общественным деятелям. Эта композиция означает, что национальное признание распространяется только на мужчин. Исключения были унизительными: Софи Бартло и Мария Кюри лежат в национальной усыпальнице рядом со своими мужьями, подобно рабыням из погребальной свиты скифских царей.

Взгляды на женское прошлое зависят от личности президента

Софи попала в Пантеон первой – супруги Бартло попросили не разлучать их после смерти. Изначально сопутствовавшее имени Бартло определение "ученая" не соответствовало действительности. Оно – словно имя рабыни "фредовой" из "Рассказа служанки". Фальшивая "ученая" – утрата собственной идентичности, определение социальной роли через статус мужчины-хозяина. Бартло не прошла официальную церемонию национального признания, поэтому первой женщиной в Пантеоне называют Марию Кюри!

Кто теоретически может попасть в Пантеон? Сопротивление и коллаборационизм, аболиционизм и колониализм, гуманизм и военные преступления, феминизм и патриотизм давно используются во французских политических играх. Решения о пантеонизации принимает только президент. То есть взгляды на женское прошлое (на прошлое половины населения страны) зависят от личности президента (представляющего другую, доминирующую половину этого самого населения).

 

На очередном мероприятии по поводу феминизации Пантеона – 5 марта 2008 года – мэр Парижа Бертран Деланоэ был вместе с помощницей по гендерной политике Анн Идальго (будущим мэром Парижа). Предыдущий мэр Парижа, Жан Тибери, также присутствовал. С 2002 года никаких изменений внутри Пантеона так и не произошло. Лишь портреты на фасаде слегка поменялись местами. На центральном баннере оказалась Симона де Бовуар, автор фундаментального феминистского исследования, книги "Второй пол".

Еще через пять лет – 26 августа 2013 года – ассоциация из 50 феминистских организаций устроила новый яркий протест, требуя признать заслуги Солитюд, Олимпии де Гуж, Луизы Мишель, Симоны де Бовуар, Жермен Тийон. Президенту Франсуа Олланду и руководителю Центра национальных монументов Филиппу Блавалю передали петиции. Наконец началась разработка госпрограммы феминизации Пантеона.

В результате республиканки и героини сопротивления, то есть персоны, так или иначе связанные с патриархальными ценностями, смогли получить билет в Пантеон вне очереди. Филипп Блаваль предложил поставить в Пантеоне общий памятник всем героиням женской эмансипации. Сложно было придумать большее обесценивание.

Коллаж JR в Пантеоне, Париж, лето 2014
Коллаж JR в Пантеоне, Париж, лето 2014

В 2014 году в Пантеон ворвалось современное искусство крупных форм. Пол, купол изнутри, а также барабан купола снаружи были закрыты фотоколлажами с лицами анонимных сыновей и дочерей отечества. Арт-работу выполнил уличный художник JR (мужчина). В этом же году мэром Парижа впервые стала женщина, Анн Идальго.

Для мемориальной церемонии использовалась только земля с женских могил

Весной 2015 года коллаж все еще оставался на Пантеоне. А 8 марта фасад украсили портреты героев сопротивления, избранных для грядущей пантеонизации. Чести попасть в зал славы удостоились две женщины – Жермен Тийон и Женевьев де Голль-Антоньоз – и двое мужчин – Пьер Броссолетт и Жан Зе. Останки мужчин были перенесены в Пантеон в том же году. Родственники женщин воспротивились перезахоронению. Для мемориальной церемонии использовалась только земля с женских могил.

Формально число женщин в Пантеоне увеличилось на 100%. Но феминистки остались недовольны. Помимо акцента на патриархальных заслугах, было предостаточно других идеологических проблем. Введение в Пантеон вместе с мужчинами только усилило гендерный дисбаланс. Ситуация "совместного" увековечивания походила на предыдущие захоронения жен. Портреты для пантеонизации женщин нарисовал мужчина, Эрнест Пиньон-Эрнест.

Церемония перенесения великих французов в национальную усыпальницу всегда сопровождается очень пышными церемониями на правительственном уровне. Участвует президент, армия, оркестры, ученики школ. Всюду флаги, цветы, наряды… Половина города сбегается посмотреть на мероприятие. Выстраивание социальных иерархий и миф о герое-патриоте противоречит феминистским идеалам. Само стремление оказаться среди "великих"... Однако для того, чтобы в современных политических условиях разобрать Пантеон по камушку, надо сначала закатить туда своего троянского коня.

Гуманистка, общественная деятельница, политик Симона Вейль считала, что отсутствие женщин в Пантеоне означает отрицание их вклада в жизнь страны. 30 июня 2017 года, после смерти Симоны Вейль, деятели культуры и политики стали обращаться к президенту Франции с предложениями поместить Вейль в Пантеон. Две сетевые петиции набрали сотни тысяч подписей за сутки. Было принято решение, что останки Вейль будут перенесены в Пантеон 1 июля 2018 года. Вместе... с останками мужа.

С 26 по 2 июля 2017 года коллектив Les Monumentales провел мемориальную акцию на "Площади великих женщин" перед Пантеоном. Было привезено множество каменных блоков и досок, из которых сделали сцену, столы и лавочки. На брусчатке и на камнях написали сотни самых разных женских имен. В фестивале по поводу открытия обновленной площади участвовали музыканты, диджеи, танцовщицы, фотографы, артистки и даже велофеминистки из группы Les Zimbes. Прошли дебаты о видимости женщин в истории, а также акция "Ночь принадлежит нам".

С 8 ноября 2017 года по 4 марта 2018 года в Пантеоне состоялась выставка, посвященная 150-летию Марии Кюри. Некоторые факты биографии Марии в свете современных представлений о женской истории смотрелись очень контрастно, словно кольцо на первом рентгеновском снимке. Взаимопомощь сестер Кюри – одна работала, другая училась – позволила обеим получить образование. Мария переехала во Францию из-за того, что женщин не допускали в Варшавский университет, отучилась в Сорбонне, стала первой женщиной – преподавателем Сорбонны. Сознательно не патентовала открытия, чтобы они могли принести больше пользы всему человечеству. Во время Первой мировой войны получила водительские права, чтобы заниматься установкой рентгеновской аппаратуры для помощи раненым в прифронтовой зоне. В институте сознательно поддерживала продвижение женщин и иностранцев...

Могила Марии и Пьера Кюри в Пантеоне, лето 2014
Могила Марии и Пьера Кюри в Пантеоне, лето 2014

Около здания Института Кюри начиналась мартовская женская историческая прогулка по Парижу в 2018 году. Официальная мартовская парижская программа феминистских мероприятий занимала 37 листов. Судя по всему, отношение к исторической роли французских женщин немного изменилось. Но что будет дальше, кто победит в битве за лавровые венки и главы в учебниках? Смогут ли добиться пантеонизации представители других угнетаемых социальных групп?

Саркофаги внутри Пантеона заполнялись бессистемно, по желанию властей. Там лежат знаменитости, чья слава пока не померкла: Вольтер, Руссо, Дюма, Золя. Некоторые увековеченные персоны абсолютно забыты, некоторых – например, революционеров – переоценили и вынесли. Есть список отказников и случайных постояльцев, заселившихся вместе с великим родственником. История любой страны динамична. Кого-то вознесут на пьедестал, кого-то скинут. Роли 70 женщин, которые, возможно, вскоре въедут в Пантеон, тоже будут многократно переосмыслены. Потому что историческая гонка состоит из множества маленьких этапов, победить в ней удается только на время.

Автор статьи благодарит Екатерину Дробязко за фотографию, благодаря которой развернулся свиток хроники исторической политики.